Вечером 30 августа стало известно, что в подмосковной Салтыковке задержали двух известных предпринимателей, Сергея Куприянова и Юрия Манилова, экс-владельцев алкогольной компании «Парламент Групп», знаменитой своей водкой «Парламент». После продажи водочного бизнеса они занимаются производством морепродуктов под маркой «Камча». По версии полиции, в апреле 2012 года предприниматели совместно с Марком Мильготиным и группой неустановленных лиц, угрожая бейсбольными битами и предметом, «похожим на пистолет», вынудили руководителя крупного агрохолдинга переписать на них акции предприятия и 13 элеваторов общей стоимостью около 500 млн рублей. Испуганный руководитель документы подписал, а потом обратился к правоохранителям.
По данным «Ведомостей», заявление на бывших водочных королей, скорее всего, написал Илья Карпов, до недавнего времени считавшийся основным владельцем группы компаний «Ого», которая специализируется на сельском хозяйстве и переработке сельхозпродукции. При чем тут водка?
Карпов — интересная личность. Он пришел в «Ого» в 1993 году простым трейдером, однако постепенно смог стать акционером и получил контроль над компанией, потеснив ее основателей. К 2007 году группа достигла оборота около $500 млн и активно готовилась к IPO, однако кризис 2008 года подкосил предприятие. Начались просрочки выплат по облигациям и кредитам, несколько компаний подали иски о банкротстве.
Тут в совете директоров «Ого» и появились Куприянов и Манилов, которые в 2008 году удачно продали «Парламент Групп» польской компании CEDC и располагали, вероятно, свободными средствами, которые могли помочь вывести «Ого» из кризиса и избежать банкротства. То есть вся эта история, похоже, несмотря на атрибуты в виде бейсбольных бит, не столько рэкет в стиле 90-х, сколько конфликт акционеров. Пусть и в столь специфической форме.
Видимо, понятийные договоренности о переходе доли к инвесторам существовали, но закрепить их формально Карпов отказался. «Карпов еще год назад рассказывал, что «Ого» формально ему уже не принадлежит и вообще компания фактически уже пустышка», — возмущается знакомый с ситуацией банкир. Если ситуация не решается формальными средствами — в ход идут неформальные, а затем неизбежно следуют уголовные дела.
Все это напоминает историю с заводом «Искож», когда потенциально очень выгодный проект не принес участникам ничего, кроме крупных неприятностей. Там, напомню, по итогам несоблюдения понятийных договоренностей двое участников истории попали в тюрьму, трое были убиты, один покинул Россию.
Лучше учиться на чужих ошибках: изучать заранее, как потенциальный партнер разрешал предыдущие конфликты и расставался с другими совладельцами.