К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем стартапу сразу несколько инвесторов

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Плюсы и минусы работы с группой инвесторов — от финансирования до ответственности за проект

Основатели стартапов часто выдают привлеченные инвестиции как главное достижение, хотя к успеху проекта это не имеет никакого отношения. Есть множество проектов, которые ищут или просто ждут своего чудо-инвестора годами. Когда у вас нет ничего кроме идеи или прототипа, очевидно, что найти единственного инвестора крайне сложно, но необходимую для запуска сумму гораздо легче собрать сразу у нескольких инвесторов.

Преимуществом «групповых» инвестиций является то, что кто-то из группы инвесторов может дофинансировать проект, если на следующем этапе достаточную сумму денег собрать все же не удается. Инвестор, уже вложившийся в проект в проект, в отличие от «новичка», знает что происходит внутри компании и не боится инвестировать дополнительные деньги. Если в проекте появляются новые инвесторы, то те, кто уже участвует, часто доинвестируют, чтобы их доля не размылась.

Наличие группы инвесторов защищает стартап от негативных последствий в случае выхода из проекта одного из них. Если бы он был единственным, то нового инвестора это скорее всего испугало бы. Наличие нескольких партнеров этот риск нивелирует. Ну и конечно же, инвесторы вносят в проект не только деньги, но и опыт и связи, поэтому здесь действует простое правило: чем больше, тем лучше.

 

Впрочем, объективности ради, стоит перечислить и очевидные минусы. Первое и самое важное — большое количество участников осложняет процесс закрытия сделок. Кроме того, инвесторы легко «заражаются» как плохим, так и хорошим отношением к проекту, и то, и другое может быть губительно. Еще одна важная деталь — чем больше инвесторов, тем меньшее количество ответственности приходится на каждого из них. Если вдруг у стартапа возникают трудности, то его основателю бывает не на кого положиться, т.к. ни одному из инвесторов не хочется брать на себя труд одному решать «общие» проблемы. Обратная ситуация также не хороша — если стартап процветает, то инвесторы начинают бороться за право увеличить долю в проекте.

Вот несколько советов как правильно привлекать инвесторов во время «посевного» раунда.

 

Найдите ведущего инвестора

Пусть он вложит сравнительно небольшую сумму, но эти деньги будут «умные», т.е. помимо собственно финансов инвестор поделится с вами своим деловым опытом. Старайтесь привлечь на эту роль человека, который раньше уже вкладывал деньги в стартапы и они добились успеха. Кроме того, будет хорошо, если ведущий инвестор возьмет на себя часть функций по общению с другими инвесторами, чтобы новые участники понимали, что процесс due diligence уже сделан до их появления. Ведущий инвестор не только поможет вам правильно составить договор, но и поможет выбрать других инвесторов среди непрофессиональных, которые, как правило, финансируют проекты на «посевной» стадии.

Пример заразителен. Пользуйтесь этим

 

Во время переговоров с бизнес-ангелами и фондами рассказывайте о тех, кто уже согласился инвестировать в ваш проект и предать свое имя и статус огласке. Часто в среде инвесторов действует «стадный инстинкт» — они опасаются пропустить сделку, в которой заинтересованы другие. Однако, упоминать имена тех, кто только ознакомился с вашим проектом, но не дал согласие инвестировать, ни в коем случае не стоит. Можно попасть впросак, если интересующийся вашим проектом инвестор попросить вас организовать встречу с тем, кого вы упомянули.

Сделайте работу за ведущего

Если ведущего инвестора вам найти не удалось, подготовьте договор с потенциальными инвесторами сами, пропишите максимально понятные условия. Это покажет потенциальным партнерам, что вы серьезно подходите к делу. Помните, что бизнес-ангелы не всегда профессионально подходят к подготовке «посевного» раунда инвестиций, так что ваши действия избавят их от лишней головной боли по структурированию договора.

Заключая договор с инвесторами, вы можете воспользоваться схемой конвертируемого займа — взять у них деньги в долг, а на следующем этапе конвертировать его в долю в бизнесе. Преимущество такой схемы  на ранней стадии очевидно, поскольку ни вы, ни инвестор пока не имеете возможности оценить ваш бизнес, поскольку у него еще нет финансовых показателей, так что этот момент лучше всего отложить до того момента, как компания начнет функционировать. Еще один плюс — вам не нужно тратиться на аналитиков, юристов и оформление условий сделки. Эти расходы лягут на будущих институциональных инвесторов.

В заключение хочу отдельно остановиться на том, что в случае работы с несколькими инвесторами делать нежелательно:

 

— Не давайте опционы инвесторам

Инвесторы всегда хотят видеть в соглашении возможность получить опцион на увеличение доли в компании в рамках следующего раунда инвестиций. На стадии «посева», да и на каждом последующем этапе нужно стараться отдавать не более 20% компании. Поступаться этим правилом стоит только, если в ваш проект хочет войти профессиональный инвестор. В этом случае вы обмениваете явный минус в будущем на поддержку, связи, опыт «умного» инвестора в настоящем.

— Не берите больше, чем нужно

Если вы отвергли вариант конвертируемого займа и решили привлечь средства, исходя из конкретной оценки стоимости вашей компании, то берите столько денег, чтобы вам хватило на два перезапуска проекта и на их функционирование в течение минимум трех месяцев пока вы будете искать новые деньги.

 

Оцените, какую долю в бизнесе вы готовы отдать за эти деньги. Несложный расчет даст вам оценку стоимости вашей компании на данный момент. Помните, что по мере развития компании стоимость денег, которые вы привлекаете на развитие снижается, поскольку доля в компании, которую вы за них отдаете будет становиться все меньше.

— Не пускайте инвесторов в совет директоров на «посевной» стадии

Достаточно сформировать консультативный совет, который в совещательном порядке будет двигать компанию вперед. Оставьте в нем место для  институциональных инвесторов (венчурных фондов), которые возможно появятся у вас позже. Это избавит вас от губительного вмешательства в дела компании хоть и «умных», но зачастую непрофессиональных ранних инвесторов, желающих «порулить».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+