К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От кого и как создателю стартапа защищать свою идею

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Инвесторы никогда не крадут идеи, но соблюдение простых мер безопасности по их защите не повредит

Инвесторы никогда не крадут идеи. Все разговоры об этом — миф. Дело в том, что не бывает уникальных идей. Все новое — это либо улучшение чего-то старого, либо реализация «наболевшего», о чем говорят давно. И если неудавшемуся стартапу кажется, что его обокрали, то скорее всего его просто опередили более успешные конкуренты.

Инвесторы не крадут идеи, потому что «идея» сама по себе ничего не стоит. Идея — это меньше 1% от всех усилий по созданию работающей компании.

  • Идея ≠ Технология
  • Технология  ≠ Программа
  • Программа ≠ Продукт
  • Продукт ≠ Компания

Ни один здравомыслящий инвестор не решится доверить идею одной технологической команды другой. Вероятность успешной реализации в этом случае совершенно непрогнозируема и не гарантирована.

 

От кого защищаться

Тем не менее, соблюдение простых мер безопасности по защите своей идеи никогда не повредит. В том числе на стадии поиска инвестора. Прежде чем раскрывать все карты перед инвестором, хорошо узнать, что он из себя представляет, в какие проекты он уже инвестировал, пообщаться с представителями этих проектов. Не нужно забывать про NDA (соглашение о неразглашении). В случае форс-мажора доказать в суде нарушение этого соглашения будет сложно, но без NDA считайте, что вы идею подарили.

Свои идеи нужно защищать не от инвесторов, а от конкурентов. А конкуренты есть всегда, даже если прямых аналогов по бизнес-модели вашему стартапу нет. Рано или поздно вы можете «перейти» кому-то дорогу, если «влезете» в чужой географический рынок, или канал продвижения, или начнете «отъедать» пользователей у тех, кто вашим конкурентом не является. Тогда борьба может развернуться и в патентном поле. Патенты — это не гарантия того, что никто не будет делать то же, что и вы, а вы, в свою очередь, сможете запретить другим заниматься разработками в вашей области. Он нужен для того, чтобы, когда ваша идея «выстрелила», к вам не пришли крупные (читай — богатые) игроки рынка с заявлением о том, что претендуют на эту технологию. Это не средство нападения, а средство защиты. Опять же именно для небольшой компании это способ защиты от очень распространенной практики патентного троллинга, на которой можно потерять время, силы, деньги, сам объект искового заявления. Мы это осознали очень рано, когда Parallels была маленькой командой из 20 человек (сейчас у нас работает более 850 сотрудников по всему миру) без намека на выручку. Сегодня у нас больше 120 патентов не только на технологии, но и на алгоритмы.

 

Меры безопасности

Очень важный момент — патентовать нужно те технологии, у которых могут быть конкуренты и которые нелегко обойти. Если конечную цель можно достигнуть другими способами, то смысла в вашей «приватизации» идеи нет. Либо вы полностью перекрываете своим патентом все возможные пути решения задачи, либо, скорее всего, ваша идея не уникальна.

Если задаетесь вопросом, где лучше патентовать технологию в России, США или другой стране, ответьте на вопрос, где хотите защищаться. Если планируете продавать товары и услуги в США, имеете технологию, которой интересуются в США или конкурентов в этой стране, соответственно защищаться нужно там.

Опять же свои идеи можно «фиксировать» в публичных источниках (статьях, книгах, выступлениях). Даже если через два года после этой публикации к вам придут конкуренты с патентом на технологию, законодательство РФ в части защиты интеллектуальной собственности будет на вашей стороне.

 

Соблюдение стандартных мер предосторожности по неразглашению своей идеи вполне разумно. Но ждать подлости от зарекомендовавшего себя инвестора не стоит. Сосредоточьтесь на реализации своей идеи, тщательно подбирайте людей в команду и самого инвестора. И если конкурирующая команда оказалась быстрее вас, умейте это признать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+