В прошлую пятницу 24 августа стало известно, что газета «Спорт-экспресс» меняет владельца. Этому событию предшествовал скандал: около 50 сотрудников газеты «Спорт-экспресс» пригрозили, что приостановят работу в связи с тем, что им с апреля не платили зарплату. Чуть позже в интернете появилась аудиозапись встречи генерального директора компании Ивана Рубина с представителями коллектива. Вкратце его позиция свелась к тому, что газета уже давно несет убытки, но как-то выкручивалась, договаривалась с кредиторами, пока дело не было предано огласке. Можно представить, какой резонанс среди контрагентов могла иметь подобная информация. Опасаясь возможного банкротства издательства, кредиторы срочно постараются взыскать долги, а партнеры потребуют предоплаты. Собственно в этом и упрекал сотрудников Рубин: вынеся сор из избы, они окончательно дестабилизировали работу предприятия.
Судя по опубликованной записи собрания руководства и трудового коллектива, погашение долгов перед сотрудниками существенно осложняется тем, что все или почти все имущество компании находится в залоге. По смыслу ст. 337 ГК РФ это означает, что в случае продажи такого имущества сначала будут погашаться «старые» долги перед залогодержателями, в обеспечение которых и был дан залог. Если при реализации будет получено больше денег, чем составляет требование залогодержателя, то оставшиеся средства могут быть использованы компанией на собственные нужды, в том числе и для погашения задолженности перед своими работниками.
Другой выход из ситуации — введение процедуры банкротства. Банкротство предусматривает особый порядок реализации заложенного имущества и использование денежных средств, вырученных от его продажи. Пункт 1 и 2 ст. 138 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливают, что в случае недостаточности иного имущества должника 15-20% денежных средств, вырученных от продажи заложенного имущества, направляются на погашение требований кредиторов первой и второй очереди. Согласно п. 4 ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» задолженность по заработной плате относится к требованиям второй очереди. Таким образом, при банкротстве предприятия при наличии у должника заложенного имущества шансы работников на хотя бы частичное погашение их задолженности по заработной плате увеличиваются.
Однако сами работники инициировать процедуру банкротства не могут — согласно п.1 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, кредитор или уполномоченные органы. Суд может признать такое заявление кредитора обоснованным и начать процедуру банкротства в случае, если у должника (организации) имеются признаки банкротства: имеется непогашенная задолженность в сумме свыше 100 000 руб., и такая задолженность не погашается свыше 3 месяцев. Работники, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, в ходе процедуры банкротства выступают в качестве кредиторов второй очереди. Однако согласно п. 2 ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для определения наличия признаков банкротства должника не учитываются обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Таким образом, работники предприятия не вправе самостоятельно инициировать процедуру банкротства. Они могут заявить свои требования только в рамках уже начавшейся процедуры.
Ситуация, увы, достаточно типичная. Можно ли было предотвратить такое неблагоприятное развитие событий? В кризисные времена сотрудники и владельцы компании оказываются в одной лодке, курс которой определяет капитан. А чтобы достичь спасительного берега, ему нужна полная поддержка и понимание команды, трудового коллектива. Тем более что в рассматриваемой ситуации именно он и является главным активом компании. Сохранение лояльности невозможно в абсолютной неизвестности, более того, если сами руководители не будут объяснять сложившуюся ситуацию, то это с удовольствием сделают их противники.
Если уж нет возможности погасить долги по зарплате сразу всем, то необходимо хотя бы постепенно погашать долги перед каждым. Понятно, что именно в такие времена происходят значительные сокращения кадров и фондов зарплаты. Но и это можно сделать без скандалов, объясняя причины того или иного решения, информируя сотрудников о предстоящих изменениях, о предпринимаемых шагах по урегулированию ситуации, делом подтверждая свою заботу о сотрудниках.
Для любого предприятия остановка его производственного процесса (чем в сущности и является забастовка) наносит сильный удар по его финансовой устойчивости и репутации. Такие действия приводят к замедлению капиталооборота, снижению выручки и прибыли, к убыткам от неустоек по неисполненным в срок обязательствам, падению рейтингов и акций компании, сокращению доверия в отношении денежного и товарного кредита. И наоборот, в достаточно сложной и убыточной ситуации продолжение деятельности может привести к изменению ситуации. Ли Якокка, легендарный менеджер, сумевший поднять автоконцерн в момент мирового топливного кризиса, одним из главных шагов в своей стратегии назвал создание соответствующей мотивации у коллектива: урезая зарплату всем, он и сам работал за символическую плату $1 в год, пока не привел компанию к успеху.
В случае «Спорт-экспресса» дело закончилось продажей компании, сотрудникам издательства уже пообещали погасить долги по зарплате. Но вот все ли они сохранят свои рабочие места при новом собственнике? Этот вопрос остается открытым.