Устойчивые новости: как приход Трампа к власти может усугубить климатический кризис
Некоторые эксперты в области климата, комментируя итоги президентской гонки в США, не смогли удержаться от эпитета «катастрофические». Их опасения отнюдь не беспочвенны. Трамп уже занимал президентский пост с 2017 по 2021 год и проявил себя как климатический скептик, а также сторонник угле- и нефтедобычи. Кроме того, он анонсировал отказ США от участия в Парижском соглашении по климату, которое является основным международным договором в области сокращения выбросов парниковых газов и предотвращения глобального потепления. При этом Штаты занимают второе место среди стран по объему эмиссии углекислого газа, поэтому денонсация Парижского соглашения ставила под вопрос возможность человечества сохранить пригодные для себя условия жизни на планете.
Сбыться намерениям Трампа не дал Джо Байден, когда сменил его на президентском посту, но теперь ситуация может вновь измениться. В предвыборных обещаниях 2024 года Трамп называл Парижское соглашение «катастрофой» и «обдираловкой» и снова обещал выйти из него.
Рост добычи ископаемого топлива
«У нас больше «жидкого» золота, чем в любой стране мира», — произнес в своей речи после оглашения итогов выборов Дональд Трамп, имея в виду масштабные запасы нефти в недрах США. Одним из неформальных слоганов его предвыборной кампании стали слова: «Мы будем бурить, детка, мы будем бурить». Так Трамп обещал начать разработку новых месторождений и увеличить добычу нефти и газа.
По его мнению, это снизит цены на электроэнергию в США и положит конец инфляции. При этом добыча нефти в стране, благодаря новым технологиям, в 2023 году и так выросла до рекордного за последние 14 лет показателя. Главный исполнительный директор нефтесервисной компании Canary LLC Дэн Эберхарт полагает, что новый президент ускорит разработку месторождений на морском шельфе, а также увеличит темпы строительства трубопроводов и фрекинга (способ добычи сложноизвлекаемой нефти) на федеральных землях. Если при Байдене было запланировано три аукциона на разработку офшорных месторождений за пять лет, при Трампе их количество может сильно вырасти.
Такая политика затормозит отказ человечества от традиционных источников энергии, хотя согласно научным данным именно сжигание угля, нефти и газа спровоцировало текущий климатический кризис, в том числе быстрый рост глобальной температуры планеты и увеличение числа наводнений, лесных пожаров и погодных аномалий.
Только в 2023 году в США более 2000 человек в Аризоне, Неваде и Техасе погибли из-за беспрецедентной жары, а страна пережила 28 погодных и климатических катастроф, каждая из которых нанесла ущерб более чем в миллиард долларов. В 2024 году жители Штатов снова страдали от изнуряющей жары, а также ураганов и наводнений. Но Трамп, несмотря на научные доказательства, не считает, что это связано с изменением климата, спровоцированным выбросами парниковых газов от энергетики и промышленности.
Сокращение инвестиций в зеленую энергетику
Вероятнее всего, 47-й президент США попытается отменить или ослабить Закон о снижении инфляции (IRA), который был принят в 2022 году американским Конгрессом и ставший центральным элементом экономической стратегии Байдена. Благодаря этому документу почти $370 млрд в ближайшие годы пойдет на поддержку «зеленой» экономики. Закон обеспечивает налоговые льготы и гранты для бизнеса, который сокращает выбросы парниковых газов в электроэнергетике, транспорте, промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Прогнозы показывают, что эти меры могут снизить эмиссию СО2 в США на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года.
Однако Трамп считает IRA «мошенничеством», на которое тратятся «триллионы долларов», но, как пишет Financial Times, отменить закон даже ему может оказаться не под силу. Это потребует нового голосования Конгресса. Более того, документ уже поддержали в штатах, контролируемых однопартийцами нового президента — республиканцами. Расположенные там промышленные предприятия получили инвестиции в рамках «зеленого» закона. Например, в Огайо появился завод по производству аккумуляторов от Honda и LG Energy Solution стоимостью в $4,4 млрд. Бывший министр энергетики Дэн Бройллет полагает, что позиция Трампа по IRA может оказаться умереннее, чем ожидают многие эксперты. Все-таки закон оказывает протекцию бизнесу, за процветание которого ратует новый президент. Некоторые меры поддержки направлены на развитие ядерной энергетики, а это вписывается в планы Трампа по укреплению энергетической независимости США.
Но остается вероятность корректировки механизмов действия закона. Возможно, Министерство финансов перепишет правила получения льгот и сделает их более выгодными для компаний, работающих в угольной, нефтяной и газовой отраслях.
Трамп также обещал не стимулировать развитие ветряной энергетики на морском шельфе, так как турбины убивают китов и птиц.
Скорее всего новый президент введет запрет выдачи лицензий на установку ветряков или продажу участков под них в прибрежной зоне, полагает Bloomberg. Однако есть надежда, что в защиту ветряной энергетики выскажутся республиканцы, чьи округа получили экономические дивиденды от этой технологии.
Несмотря на то что угрозы будущей политике президента пока сосредоточены в области предположений, компании зеленого сектора уже испытали негативные результаты победы Трампа. После выборов стоимость акций американского производителя солнечных панелей и батарей Sunrun снизилась на 26,2%, а одного из крупнейших в стране разработчиков возобновляемой энергии AES Corp — на 9,5%.
Согласно подсчетам проекта Carbon Brief, политика Трампа в области климата может к 2030 году увеличить на 4 млрд тонн выбросы СО2, что эквивалентно годовой эмиссии стран Евросоюза и Японии вместе взятых. Международное энергетическое агентство подсчитало, что с 2019 по 2023 годы проекты в области солнечной, ветряной и атомной энергии, а также внедрение электромобилей и тепловых насосов помогли снизить глобальные выбросы на 2,2 млрд тонн СО2 в год. Если Трамп воплотит в жизнь свои предвыборные обещания, то как минимум два года работы человечества окажутся потраченными впустую.
Но не только борьба с изменением климата, по мнению Трампа, мешает бизнесу. В интервью Джо Рогану он называл экологическое регулирование «самым мощным инструментом для остановки экономического роста». Еще во время своего первого президентского срока он ослабил более 100 экологических норм, особенно в отношении качества воздуха и воды.
Например, его администрация пересмотрела стандарт, который устанавливал ограничения на выбросы ртути электростанциями, и снизила природоохранные требования к угольным станциям. Администрация Байдена отменила эти послабления, но, скорее всего, Трамп вернет прежние решения.
Надежда на Маска и самостоятельность
Поводов для оптимизма в отношении зеленой повестки США Трамп дает очень мало, но все-таки они есть. Во-первых, предвыборный союз вновь избранного президента с Илоном Маском — владельцем компании Tesla — одного из мировых лидеров в производстве электромобилей. Это может стимулировать развитие в США электротранспорта. После победы Трампа акции Tesla уже выросли на 15%.
Во-вторых, директор Института мировых ресурсов Дэн Лашоф говорит, что поддержать борьбу с изменением климата и сократить выбросы СО2 во власти штатов, городов и предприятий. Благодаря щедрым налоговым льготам и инвестициям в рамках Закона о сокращении инфляции, а также существующим возможностям принятия решений без одобрения федеральных властей, они могут уменьшить эмиссию самостоятельно.
Кроме того, считает Лашоф, изменился и мировой политический ландшафт. Теперь «лидеры стран знают, что сокращение выбросов и рост производства чистой энергии укрепляют экономику и конкурентоспособность государств». В качестве примера он приводит успех мирового лидера в сфере зеленых технологий — Китая, который вложил значительные средства в производство солнечной и ветряной энергии, и стал мировым лидером в этой сфере. Если Трамп снова выйдет из Парижского соглашения, то другие страны получат возможность занять место США в быстрорастущей экономике чистой энергии и, возможно, повторить успех Китая.
Но остается опасность, пишет NY Times, что победа Трампа подтолкнет законодателей Европы замедлить достижение климатических целей. Кроме того, новый американский президент может вдохновить другие нефтяные государства увеличить добычу нефти и угля. Дать точный прогноз на будущее вряд ли возможно, но следующие четыре года, кажется, станут самыми сложными для достижения климатических целей и самыми захватывающими в состязании политических амбиций и стремлении бизнеса заработать как на старых, так и на новых технологиях.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора