Устойчивые новости: как помочь разрушению планеты, инвестировав в экономику $2,6 трлн
Объем правительственной помощи губительным для экологии и климата предприятиям вырос за два года на 30%, до $2,6 трлн, говорится в отчете Earth Track. Для сравнения, ВВП России составил в прошлом году чуть больше $2 трлн. Доклад экспертов проясняет, каким образом доходы государства поддерживают бизнес, который разрушает среду обитания людей.
Деньги для нефти и газа
Чуть больше $1 трлн в прошлом году получили компании нефтегазового сектора, а также производители угля. Во многом такая поддержка была связана с кризисом в энергетике, сложившимся в 2022 году: цены на энергоносители сильно выросли. Политики многих стран решили помочь гражданам и профинансировали оплату счетов из бюджета.
Например, правительство Германии ввело в 2022 году «ценовой тормоз» на газ и электроэнергию, который замораживал цены для домохозяйств, малого и среднего бизнеса. Разницу в рыночной и потребительской стоимости государство компенсировало из бюджета. Также в стране временно вернулись к эксплуатации угольных станций. Власти Франции действовали похожим образом, но через снижение налога на электричество: кошельки граждан и бизнеса оскудели на меньшую сумму, а казна потеряла €8,5 млрд. Великобритания ввела программу поддержки, которая ограничивала счета за электроэнергию для домохозяйств и бизнеса, а также предоставляла субсидии наиболее уязвимым слоям населения.
Авторы доклада подчеркивают: если бы страны раньше перешли на источники энергии, которые меньше зависят от геополитических потрясений, — ветряки, солнечные батареи или тепловые насосы, то вливаний из государственных бюджетов не потребовалось бы.
К негативным для окружающей среды субсидиям исследователи отнесли технологии улавливания углерода из атмосферы. Больше всего в такие проекты инвестировали в 2023 году в США — $8,08 млрд, Норвегии — $4,12 млрд и ЕС — $2,77. Теоретически «захват» углеводорода из воздуха должен помочь справиться с климатическим кризисом, но в Earth Track считают по-другому. Дело в том, что большая часть улавливающих технологий предназначена для поддержки отраслей ископаемого топлива. Например, угольные ТЭЦ благодаря улавливанию СО2 обещают стать углеродно нейтральными, то есть поглощать из атмосферы столько же углеводородов, сколько было выброшено при сжигании угля. Однако до нейтральности еще очень далеко, а субсидии стимулируют дальнейшее использование старой инфраструктуры, которая приводит к выбросам парниковых газов.
Дотации для аграриев, рыболовов и лесопромышленников
Согласно докладу, в 2023 году резко — до $610 млрд — возросла поддержка сельского хозяйства. Ученые отметили увеличение субсидий на биотопливо, а это одна из практик, наносящих экологический ущерб. Хотя биотопливо часто преподносят как зеленую инициативу, помогающую снизить углеродный след, в реальности сырьем для него часто являются монокультуры — кукуруза, соя или пальмовое масло. Для их выращивания требуется огромное количество воды и почвы, что приводит к деградации земель и потере биоразнообразия. По данным исследователей, 85% пресной воды в мире используют для индустриальных и сельскохозяйственных нужд. Поддержку практик ведения сельского хозяйства, приводящих к недостатку и загрязнению воды, оценивают в $390 млрд в год.
«Плохой» субсидией с точки зрения экологии также считают поддержку крупных рыболовных судов. Чрезмерный вылов рыбы ведет к нарушению экосистемы и исчезновению видов. Рыбопромышленники получают $55 млрд дотаций в год. Еще один бенефициар — лесная промышленность: около $175 млрд финансовых вливаний провоцируют излишние вырубки лесов.
Помимо прочего, авторы также недовольны государственными инвестициями в такие отрасли, как транспорт, строительство и производство пластика.
Между тем Кристиана Фигерес, которая возглавляла группу ООН по климату во время обсуждения Парижского соглашения в 2015 году, комментируя итоги доклада, заявила, что подобные субсидии являются экзистенциальной проблемой: они «финансируют вымирание» и «ставят под угрозу шансы на достижение целей в области природы и климата».
Действительно, сумма антиэкологичных дотаций составляет около 2,5% мирового ВВП, это очень большая сумма. Гораздо меньше, чем средства, направляемые на социальную поддержку, к примеру. Эксперты доклада полагают, что государственные средства следует направлять на действительно эффективную борьбу с климатическим кризисом. Например, поддерживать технологии теплоизоляции помещений, скидки на тепловые насосы, кредиты на электромобили, снижение стоимости общественного транспорта, поддержку органического земледелия, восстановление лесов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.