Устойчивые новости: почему Harley-Davidson съехал с пути инклюзии и причем тут Трамп
Почему американские компании отказываются от инклюзивности
В англоязычной корпоративной среде часто можно встретить аббревиатуру DEI, что расшифровывается как diversity, equity, and inclusion, то есть разнообразие, справедливость и инклюзивность. Если компания придерживается принципов DEI, то может выделять квоты, чтобы нанимать сотрудников разного возраста, пола и этнических групп, людей с инвалидностью. А также предоставлять оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком не только матери, но и отцу.
Как отмечает профессор университета Вирджинии и автор книги «Раса, работа и лидерство» Лора Морган Робертс, такой подход позволяет работодателям не попадать в ловушку группового мышления и не замыкаться в рамках привычного. Он повышает стандарты производительности, помогает находить выдающиеся таланты, которые в противном случае остались бы незамеченными.
Принцип DEI становится ключевым элементом корпоративной стратегии устойчивого развития, и это влияет на работу компании. На Западе тренды DEI набирают силу. Например, в британских компаниях-лидерах по соблюдению принципа разнообразия сотрудников количество представителей этнических меньшинств достигает 28%. В США в среднем каждый второй руководитель — женщина.
Однако наблюдается и обратная тенденция. На этой неделе в заголовки новостей попал крупнейший американский производитель мотоциклов Harley-Davidson Inc. (11-е место в списке Forbes США «Лучшие бренды для социальных изменений», выручка в 2024 году — $5,4 млрд). Компания отказалась от принятой ранее политики DEI: сотрудники больше не будут проходить «социально-ориентированное» обучение, то есть им не будут рассказывать, как справиться с дискриминацией или сохранять ментальное здоровье. Обязательными останутся только образовательные программы, которые отвечают требованиям бизнеса. Также производитель мотоциклов убрал квоты и преференции при найме представителей различных меньшинств и выборе поставщиков. Однако в пресс-релизе не поясняется, какие именно положения по выбору партнеров и сотрудников будут отменены.
Но Harley-Davidson — не единичный случай компании, объявившей демарш DEI. В последние месяцы от этих принципов отказался производитель сельскохозяйственного оборудования John Deere. А поставщик товаров для сельского хозяйства Tractor Supply не намерен больше предоставлять данные о соблюдении прав ЛГБТ-людей («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено) в организацию Human Rights Campaign. Заодно «трактористы» отменили и климатическую повестку: убрали из стратегических документов цели по сокращению выбросов углекислого газа. Причиной изменения стратегий стала сетевая травля после твитов консервативного американского активиста Роберта Старбака c более чем полумиллионом подписчиков в сети X (ранее Twitter; соцсеть заблокирована в России). Блогер «разоблачает» компании, чьи обязательства в устойчивом развитии якобы не соответствуют убеждениям их клиентов. Именно Старбак обвинил Harley-Davidson, чьи мотоциклы покупают белые сторонники консерваторов, в следовании либеральной повестке и потребовал вернуть «чувство нейтралитета и здравомыслия в корпоративную Америку».
Однако дело не только в единичном, хоть и заметном случае травли. Эти события отражают противоречия среди американцев с различными политическими взглядами. Приверженцы демократов и республиканцев не совпадают в понимании устойчивого развития США. Выборы президента, которые пройдут 5 ноября 2024 года, только усиливают противоборство среди избирателей. Компании вынуждены придерживаться электоральных пристрастий своих основных клиентов. Harley-Davidson пошел при выборе пути стратегического развития за своими покупателями.
Разная Америка
И это несмотря на то, что недавний опрос Gallup и Bentley University показал: интерес американцев к мнению бизнеса по политическим вопросам снижается. В 2022 году 48% граждан одобряли высказывания представителей бизнеса по социально-политическим проблемам, сейчас сторонников открытости на 10% меньше. А среди республиканцев вообще только 22% поддерживают компании, которые публично заявляют позиции по темам, не имеющим отношение к бизнесу.
Мало стала интересовать американцев и тема изменения климата. Согласно исследованию Йельского университета, факт глобального потепления занимает лишь 19-е место среди самых важных проблем, которые волнуют среднего американского избирателя. Гораздо сильнее граждан волнует право на аборт, качество дорог и защита государственных границ. Однако аналитики наблюдают огромную разницу между разными концами политического спектра. Для консервативных республиканцев тема глобального потепления стоит на 27-м месте из 28-ми обсуждаемых, а для либеральных демократов — на четвертом.
В 2022 году президент США Джо Байден подписал так называемый Inflation Reduction Act — «Закон о снижении инфляции», благодаря которому $369 млрд будут направлены на развитие «зеленой» экономики. Субсидии, преференции, налоговые льготы должны подтолкнуть бизнес и граждан отказаться от использования нефти, угля и газа и перейти на возобновляемые источники энергии, электромобили и энергоэффективное оборудование. Закон поможет США достичь углеродной нейтральности к 2050 году.
Между тем исследование Йеля свидетельствует о том, что 60% американских избирателей про Акт не слышали или слышали очень мало. Но после беглого ознакомления 74% опрошенных заявили, что поддерживают его, — не считая консервативных республиканцев, у которых доля поддержки составила всего 30%. Получается, что люди против того, о чем толком не знают, и главный стимул при выборе кандидата или давлении на компании — политические пристрастия, а не изучение программ в ходе президентской гонки.
Устойчивое развитие в США зависит от выборов президента
Примечательно, что при голосовании за «Закон о снижении инфляции» 50% сенаторов высказались «за», а 50% — «против». Решающий голос был за вице-президентом Камалой Харрис, которая два года спустя стала кандидатом в президенты от демократов. Харрис — первая женщина вице-президент США афроамериканского и азиатского происхождения. Ее родители родились в Индии и на Ямайке.
Конгрессмен-республиканец Тим Бурчет публично назвал высокопоставленную чиновницу «вице-президентом DEI», имея в виду, что она могла попасть в политику благодаря квотам программ по разнообразию, справедливости и инклюзивности. Чуть позже журналисты спросили кандидата в президенты США от консерваторов Дональда Трампа, насколько он согласен с мнением коллеги. Трамп ответил: «Я не знаю, может быть». Но в случае победы на выборах, он пообещал отменить большинство DEI-программ Байдена. Кандидата-консерватора волнуют «антибелые настроения» во власти, которые «нельзя допустить».
В вопросах климата нынешние кандидаты в президенты США также расходятся. Еще будучи сенатором от Калифорнии, Харрис выступила за покупку электробусов для школ и предложила меры по адаптации сельского хозяйства к изменениям климата. Кроме того, она — одна из соавторов стратегического документа развития США «Новый зеленый курс», призывающего страну перейти на 100% чистой энергии в течение десятилетия. Харрис инициировала расследование против ExxonMobil, касающееся возможного введения в заблуждение общественности и акционеров по поводу климатических рисков. Также она добилась компенсации в $24,5 млн от Chevron, $14 млн от BP и ряда других нефтяных компаний по делам, связанным с утечками топлива и нарушениями экологических норм.
Трамп же, будучи президентом, сделал США первой и единственной страной в мире, которая вышла из Парижского соглашения по климату. Документ подписали 196 стран, чтобы предотвратить глобальное потепление. США снова присоединились к соглашению, но уже во время президентства демократа Джо Байдена. В новой президентской гонке Трамп пообещал, что откажется от борьбы с изменением климата и снова выйдет из Парижского соглашения. Он также намерен способствовать дальнейшей добыче ископаемого топлива и развитию энергетики на угле, газе и нефти. Кто победит на выборах президента США неизвестно. Но эксперты считают, что их итоги определят, каким образом американские компании будут понимать устойчивое развитие: если при Харрис можно ожидать роста экологической ответственности компаний, то республиканец Трамп может поставить краткосрочную прибыль выше экологических обязательств и сохранения климата.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора