К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мораторий на яркие цвета: какие пластиковые бутылки скоро исчезнут с полок магазинов

Фото Hans Lucas / Reuters
Фото Hans Lucas / Reuters
Осенью с полок магазинов могут исчезнуть пластиковые бутылки цвета фуксии, свежей малины и других невероятных оттенков. Правительство впервые предложило запретить несколько видов упаковки в России. Почему отменить могут всего пять вариантов, и спасет ли такой мораторий Россию от мусора, рассказывает руководитель направления по работе с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша

Ежегодно в России образуется от 4 млн до 6 млн тонн пластиковых отходов, но текущие мощности по сортировке и обработке позволяют отправить на вторичную переработку не более 12% отходов. Бутылки из полиэтилентерефталата (или ПЭТ-бутылки) составляют около 15-20% от общего объема упаковки. Больше половины упаковочной продукции — это мягкий пластик (пленки). Что самое плохое: до 70% этих пленок нельзя переработать. Специального исследования состава пластиковых отходов нет, поэтому ассоциация «РазДельный Сбор» ориентируется на закрытые данные негосударственной компании, которая проводила анализ мусора в Санкт-Петербурге.

Собрать и переработать все пластиковые отходы — задача непосильная: слишком большая доля пластмасс не пригодна для вторичного использования. Один из способов решить проблему — отказаться от неперерабатываемой упаковки. В идеальном мире бизнес должен сам переходить на более экологичные материалы коробок, пакетов и бутылок, но в реальности — государственные запреты могут сработать быстрее и эффективнее. 

От 28 до пяти: как сокращали стоп-лист упаковки

Активная фаза мусорной реформы началась в 2019 году. Согласно национальным целям, к 2030 году все отходы должны проходить обработку, а полигонное захоронение следует уменьшить в два раза. А 1 апреля 2024 года появилось еще одно предписание: к 2030 году вовлекать во вторичный оборот не менее 25% сырья.

 

Помимо федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», правительство приняло стратегическую инициативу «Экономика замкнутого цикла» . Ее реализация позволит перейти к новым форматам ведения хозяйства в стране: внедрение технологий и бизнес-решений, которые позволяют многократно использовать ресурсы. В инициативе большое внимание уделяется мерам по запрету или ограничению использования неэкологичной упаковки. Перед чиновниками стоит сложная задача: выбрать упаковку, которую следует запретить первой.

В 2021 году Российский экологический оператор (государственная компания, которая отвечает за мусорную реформу) подготовил список из 28 видов одноразовых товаров и упаковки, подлежащей запрету. В нем были пластиковые мешалки для горячих напитков, ватные палочки, капсулы для кофе, а также несколько видов мягкой пластиковой упаковки: дойпак (от французского doypack — мягкая, с гибким дном), флоупак (от английского flow — поток, трехшовный пакет) в форме кувшина, саше-пакет, сумка-сетка для овощей и фруктов.

 
Cаше-пакет (Фото DR)

Список подвергся критике, причем не только со стороны заинтересованного бизнеса, но и многих независимых экспертов.

Производители товаров утверждали: из-за запрета на упаковку их продукция подорожает, предлагаемые альтернативные виды упаковки на самом деле никакие не альтернативы, а продукты начнут быстрее портиться при использовании других упаковочных материалов. Кроме того, вместе с изменением упаковки трансформируются цепочки поставок товара. Как следствие, увеличится время и расстояние доставки упаковки, а значит транспортные расходы. Независимые эксперты также сочли: по многим позициям замена одноразового пластика на одноразовую бумагу — это «шило на мыло» и предложили список доработать. 

Последняя самая заметная в прессе схватка коснулась запрета пластиковой сетки для расфасовки овощей. В 2023 году Российский экологический оператор предложил включить ее в «запретный» перечень. Поводом послужили жалобы мусоросортировочных комплексов на то, что лента застревает в механизмах сортировки и ломает дорогостоящее оборудование. Но поставщики фруктов и овощей утверждали: сетка — самый дешевый способ упаковки картофеля, лука, чеснока, апельсинов и других товаров, которые не требуют дополнительной защиты. И те, и другие были правы — и именно это причина не делать резких движений в направлении запрета какой-либо упаковки.

 

От некоторых скоропалительных запретов может быть больше вреда, чем пользы. Например, ассоциация «РазДельный Сбор» защищала белые ПЭТ бутылки. Если бы их запретили, производители перешли бы на термоусадочную этикетку, а это в разы хуже. На белый ПЭТ хоть какой-то спрос у переработчиков есть, а термоусадочная пленка вместе с бутылками отправляется на сжигание или на полигон.

В результате бурных общественных дебатов первоначальный «список 28» сократился до пяти позиций, которые Минпромторг предлагает выводить из оборота начиная с сентября 2024 года. Соответствующий проект постановления ведомство опубликовало в конце марта.

Сетка — самый дешевый способ упаковки (Фото DR)

Какой упаковки не будет

Запретить предлагается прозрачные ПЭТ-бутылки нестандартных цветов. Правда, «помилованы» прозрачные зеленые, голубоватые и коричневые бутылки. Их «цветность» позволяет защитить продукт от ультрафиолета, при этом сами бутылки вполне востребованы как вторичное сырье для новой продукции, например, нетканых материалов. Остальные суперяркие цвета признаны «агентами маркетинга» и окажутся вне закона, если перечень пройдет согласование, уже с сентября 2024 года. Из непрозрачных ПЭТ-бутылок останется только белая.

Запрету также подлежат ПЭТ-упаковки в термоусадочной ПВХ-этикетке (бутылку любого цвета целиком «одевают» в пленку с рисунком) или с этикетками, наклеенными с использованием водонерастворимого клея. Термоусадочная этикетка скрывает бутылку и не позволяет оптическим сепараторам на сортировке выделить ее из общего потока отходов. Но даже если бутылку в пленке отсортировали, то проблемы возникнут во время переработки: отделить материал этикетки от бутылки крайне сложно, а вместе их перерабатывать нельзя.

На заводе по переработке ПЭТ в Твери есть специальный аппарат, который отделяет этикетку, но и он не всегда способен сделать это качественно. Если этикетка «проскочила», то она может засорить узлы оборудования, а также испортить всю партию качественного вторсырья.

 

Кроме того, ПВХ — очень токсичный материал. Если бутылку с такой этикеткой нельзя переработать, а полигонное захоронение требуется снижать, то остается сжигать. ПВХ при горении образует стойкие органические соединения, те самые диоксины. Проще запретить «ядовитую» этикетку, чем позволить отправлять ее на термическую утилизацию.

Особое место занимают многослойные ПЭТ-бутылки. Их тоже запретят, хотя в России они практически не производятся. Видимо, регулятор пытается избежать поставок таких бутылок из-за рубежа. Мера кажется оправданной: любую многослойную упаковку очень сложно переработать.

Флоупак и дойпак (Фото DR)

Риски моратория

Предлагаемый Минпромторгом запрет позволит избавиться от части неперерабатываемых пластиковых отходов. В то же время это только первый шаг, и нужно учитывать риски. Например, вместо очень ярких цветов бутылок может появиться термоусадочная пленка таких же цветов. Регулятор не ограничивает такую возможность. Таким образом, проблема неперерабатываемой упаковки смещается в другую плоскость.

Решать эту проблему предстоит введением дальнейших запретов. Многие потребители спрашивают, почему не запретили термоусадочную этикетку сразу. Но есть вероятность, что такой кардинальный запрет нанес бы сильный ущерб бизнесу. Термоусадочная этикетка используется очень широко. Она позволяет воплотить любые задумки маркетологов: много места для информации и ярких картинок. Запрет такой этикетки повлечет замену технологий и оборудования, что для большинства предприятий в настоящий момент может стать финансовым крахом.

 

Нужен ли полный отказ от термоусадочных этикеток? Если мы хотим большинство ПЭТ-бутылок перерабатывать, а не сжигать, то со временем запрет коснется и пленки. Можно прогнозировать такое развитие ситуации: запрет отдельных видов бутылок и этикеток приведет к росту использования «термоусадки», переработчики столкнутся с проблемой извлечения полезной фракции. Как мы помним, пленка мешает сортировке. Ценное сырье в виде ПЭТ-бутылок будет сжигаться, и, когда казус станет очевидным, будет введен новый запрет.

Как компании могут менять упаковку не дожидаясь запрета

Здесь есть простой рецепт: переходить на альтернативные виды упаковки, которые можно переработать. В 2021 году бизнес-сообщество фактически само для себя разработало добровольный стандарт устойчивой упаковки, на него можно ориентироваться при выборе аналогов. Например, майонез часто продается в дойпаках, а такая упаковка не перерабатывается. Это удобная фасовка, в которой перевозить майонез дешевле и проще чем в бутылках такого же объема. Однако последствия такого выбора — новые полигоны и сжигающие установки. 

Еще более продвинутое решение на уровне бизнеса — обеспечить сбор упаковки и вводить многоразовую оборотную тару. Какой бы прекрасной и перерабатываемой ни была бутылка, перерабатывать ее бесконечное количество раз невозможно. Поэтому, когда производитель думает об упаковке своего товара, то, в идеале, он должен думать как ее собрать, переработать или утилизировать.

Но если бутылке найти замену просто, то есть действительно сложные кейсы. Например, сыр. Лучше всего он сохраняет свои свойства в композитных пленках, которые одинаково сложно и собрать, и переработать. Производители транслируют, что заменить такой материал пока нечем. Соответственно, нужно вкладываться в инновации и искать способ как хранить сыр в материалах, которые можно легко собрать и переработать. Похожая ситуация с сардельками, сосисками и колбасой, мясными полуфабрикатами в вакуумной упаковке.

 

Чаще всего бизнес выбирает такую упаковку, потому что для них приоритетны другие задачи. Более того, есть еще одна дилемма. Если мы будем применять перерабатываемую упаковку, которая обеспечивает меньший срок хранения продукта, то получим больше пищевых отходов. Хотим ли мы больше пищевых отходов? Нет, мы не хотим. Поэтому необходимо перестать друг друга обвинять в корысти, а совместно искать решения исходя из главной цели — сократить образование отходов, как упаковочных, так и пищевых.

Потребитель может внести свой вклад, голосуя рублем, выбирая перерабатываемую упаковку, отдавая предпочтение большим объемам. Если речь идет о продуктах с длительным сроком хранения (крупа, сахар или жидкое мыло). Один из вариантов — избегать индивидуальных упаковок везде, чтобы не множить отходы от каждой съеденной печеньки и маленькой шоколадки.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+