Бывший глава Yota Devices решил заработать на хоккее
Проект Iceberg, созданный командой сооснователя Yota Devices Владислава Мартынова, заработает 24 ноября. Система будет отслеживать действия игроков во время матча по пятистам с лишним параметрам и определять их эффективность на основе математических алгоритмов. Ноу-хау проекта состоит в скорости снятии метрик с игрового поля, быстрой обработке и анализе всех данных. По планам это должно стать востребованным у хоккейных команд для работы тренеров и генеральных менеджеров при оценке и переоценке игроков и подборе юниоров. До официального запуска проекта Мартынов отказался его комментировать. Конкуренты говорят, что бывший руководитель Yota Devices занялся перспективным делом.
«Даже сбор официальных данных в НХЛ оставляет желать лучшего, - рассказывает Александр Иванский, основатель компании InStat, занимающейся аналитикой в футболе. - Хоккей — очень скоростной спорт, игроки совершают очень много действий, поэтому он самый сложный для анализа».
InStat вышла на рынок в 2008 год, сейчас компания мониторит 1600 футбольных матчей в неделю, на ее услуги подписано 1300 клиентов, стоимость годового контракта — от €2 000 до €75 000 в зависимости от клуба и глубины анализа собранной информации. Весной 2016 года, по словам Иванского, компания начала работать и с хоккейными клубами.
Рынок там меньше, чем в футболе, но перспективы тоже неплохие. Доходы футбольного клуба Real Madrid, для сравнения, составили в прошлом году $695 млн (стоимость клуба американский Forbes оценил в $3,6 млрд), у самого дорогого клуба НХЛ New York Rangers доход составил $229 млн (стоимость — $1,2 млрд), самый богатый клуб КХЛ — СКА, по данным «Ведомостей», заработал в сезон 2014/2015 700 млн рублей.
«У нас пока около 10 клиентов. Одна команда в КХЛ, одна — в НХЛ, - рассказывает Александр Иванский. - В футболе рынок больше, зато с точки зрения нашего бизнеса, с точки зрения развития аналитических технологий состояние в хоккее сейчас — как в футболе лет 7-8 назад».
Iceberg будет фиксировать происходящее на хоккейной коробке каждую 0,1 секунду, затем обрабатывать и сравнивать, например, работу звеньев, оценивать команду в целом и действия отдельных игроков в защите или нападении, с шайбой и без нее, измерять скорости и выставлять коэффициенты, а также определять эффективность использования бюджета.
В компании заявляют, что их цель — дать хоккею те инструменты, с помощью которых игра может выйти на новый уровень. У Iceberg уже есть клиенты — входящий в КХЛ хоккейный клуб «Сочи», New York Islanders из NHL, шведский клуб Växjö Lakers и американский Bridgeport Sound Tigers, говорится в пресс-релизе. Сейчас стоимость подписки составляет от $50 000 до $100 за сезон. К 2019-2020 г. компания планирует запустить аналогичную платформу для футбольной аналитики.
«Хоккей — это игра, где много субъективных факторов и случайностей, которые невозможно просчитать, в их числе — неровность льда, недосып или плохое самочувствие игрока: многие решения на льду зачастую принимаются интуитивно, лишняя информация только мешает», — отмечает бывший тренер «Амура» и «Трактора» Андрей Николишин. По его оценкам, около 25% тренеров КХЛ вообще не пользуется статистикой.