Одно из преимуществ семейного образования - самостоятельный выбор учебников. Конечно, можно было поступить проще и учиться по программе, рекомендованной нашей дистанционной школой (“Школа России”), но мы решили взять учебники, которые станут интересны Мите.
Наш опыт показал, что если ребенок ходил в сад, подготовительные курсы при школе или просто родители активно с ним занимаются, то программа первого класса ребенком, скорее всего, освоена. Митя, например, недавно случайно сдал аттестацию по русскому язык за первый класс, хотя мы собирались всего лишь пройти подготовительный тест. Но мы не разобрались в интерфейсе сайта нашей школы и вместо подготовительных тестов включили сразу итоговый. Который Митя успешно сдал. Не по итогам нынешнего учебного года, а уже сейчас, в ноябре. Расскажу про учебники попредметно.
Русский язык
Программа первого класса подразумевает знакомство с алфавитом, предложениями, текстом, знаками препинания, ударением, переносом слов, звуками (твердыми и мягкими, глухими и звонкими, шипящими), заглавной буквой. Также первоклассник должен освоить курсив. На самом деле объем информации небольшой. Но самая большая проблема в любой школе - подавляющее время в классе уделяют изучению звуков. Никогда не забуду, как сын, вернувшись из сада написал свое имя: “Митйа”, ведь буква "Я" дает именно такие звуки в конце.
Существуют исследования, показывающие, что раннее изучение звуков приводит к неграмотному письму. Доказательства повсюду: зайдите во «ВКонтакте» и почитайте комменты подростков или найдите статью доцента журфака МГУ “В этом году мы набрали инопланетян”. Поэтому дома я решила не давать Мите звуки и познакомить его с фонетикой позднее, когда он освоит проверку безударных гласных и выучит словарные слова. Дополнительным аргументом такого выбора стало мое собственное школьное обучение: когда я сама училась в школе, у нас фонетический разбор начинался в третьем или пятом, когда мы научились писать слова на слух.
На этапе изучения букв и чтения нам очень помогла методика Ольги Соболевой и ее “Волшебный букварь”. Автор предлагает играть с буквами, в результате чего дети задействуют и логику и воображение, поэтому быстрее усваивают информацию. Букварь мы закончили еще в сентябре, сейчас из книг Соболевой у нас остались “Космические прописи”, которые тоже преподносят материал в игровой форме. Для письма еще мы используем генератор прописей (по запросу в интернете находятся сотни бесплатных сервисов), там мы набираем слова и предложения, какие захочет сам Митя, и распечатываем листы с курсивом.
Для освоения правил я купила методичку учителя для начальной школы со всей программой и упражнениями к урокам. Мы не ограничиваемся рамками программы первого класса: так Митя очень любит метафоры и охотно их придумывает; проникся синонимами и омонимами, теперь старается выискивать их повсюду.
Математика
В первом классе ученики изучают цифры, числа до десятков, проходят сложение и вычитание, сравнивают числа, изучают простые геометрические фигуры, решают задачи в два действия. Поскольку мы учим Митю считать деньги лет с четырех, то он вполне способен сложить стоимость пары наборов «Лего», предварительно округлив их до тысяч. Такой навык, на наш взгляд, очень полезен, числа перестают быть для ребенка абстрактными яблоками из учебника, а превращаются в реальные вещи. Еще мы любим печь вместе с Митей, сын не только видит процесс приготовления еды и общается со мной, но и взвешивает продукты на весах, поэтому граммы, килограммы и литры становятся осязаемыми.
Учебника по математике у нас тоже нет (да, можно посчитать, что семейники крайне неответственные люди), но пока потребности в нем мы не видим. Весь материал я в состоянии объяснить сыну сама, темы беру из списка на школьном сайте, плюс по запросу сына мы стали решать уравнения, которых в первом классе не проходят. Активно используем сайт Учи.ру, портал, где собраны интерактивные задания по математике для учеников с 1 по 6 классов. При ограниченном количестве заданий сайтом можно пользоваться бесплатно. Мы же заплатили за расширенный доступ - 669 рублей за один год занятий. Кстати, многие ученики московских школ тоже пользуются этим сайтом по настоянию учителя. На Учи.ру несколько раз в год проходят олимпиады. В этом году было несколько по математике, одна по русскому и предпринимательству. Митя с большим желание выполняет все задания, а после получает дипломы. Их присылают в формате pdf всем набравшим определенное количество баллов. Ребенок всегда радуется таким грамотам.
Чтение
Тут мы действуем по принципу “не отбить желание”. Читать Митя научился больше года назад, но первые полгода интереса к активному чтению не проявлял. Однажды за завтраком он стал читать упаковки от молока, надписи на йогурте и прочие тексты про состав и калории. Тогда я выдала Мите книжки про динозаврика Урмеля, и как истинный фанат динозавров он сразу их прочитал. Затем по рекомендации подруги я купила несколько книг про котенка Шмяка: крупный шрифт, простые сюжеты про котенка и его друзей, которые по возрасту и поведению как Митя. Сын очень смеялся и просил еще книг из этой серии. Затем в ход пошли энциклопедии с простыми текстами, например, про поезда или динозавров. Потом Митя замахнулся на Гарри Поттера, но естественно не справился со словами и объемом. Поэтому пока книги о юном волшебники я ему читаю перед сном. Кстати, психологи советуют продолжать читать детям вслух в младшей школе, а не перекладывать ответственность на них - "раз научился - читай сам".
Этой осенью мы записались в библиотеку, хотя книги дома у нас есть. Но тут скорее важен ритуал похода и самостоятельного выбора книг. Так, с сентября по ноябрь Митя взял в библиотеке и прочитал книги про вулканы, смешные рассказы про собачку Соню, старую советскую книжку со стихами Маршака и стихи Заходера. Возможно не очень много, но, зная как сложно отвлечь современных детей от гаджетов, я считаю такой набор прочитанного достижением.
Программа "Школы России" по чтению не очень большая, но скучная и несовременная, на мой взгляд. Поэтому я решила дать ее Мите после Нового года, ближе к аттестации, когда навык чтения закрепится, а у Мити появится больше осознанного отношения к школьной программе.
Окружающий мир
Это наверное мой любимый предмет, ведь является самым простым. Ребенок в день задает столько вопросов из серии “почему”, что осваивать программу предмета можно задолго до школы: планета, космос, животные, люди, химия, физика и все остальное! Конечно я сравнила темы, которые представлены в учебнике, но проходим мы их по энциклопедиям. Так, изучение темы "Родина" мы начали с книги про Московский Кремль, сейчас читаем “Как строили города на Руси”.
Митя слушает аудиокниги Чевостика. Это цикл из 52 книг на различные темы от истории, природы, физики и до описания человеческого поведения. Еще Митя обожает книгу “Как все устроено”. Честно признаюсь, что лично для меня книга сложная - там про механику, физику и все такое, но сыну нравится. Недавно купили книгу “Как изготовить вселенную из 92 химических элементов”. Из названия понятно, что она знакомит с химией, вся информация очень доступна и интересна даже взрослым. А познакомиться с анатомией помогла книга “Открой секреты человека”.
Иногда мы смотрим телевизор, чаще всего передачи Discovery Channel, National Geographic и других познавательных каналов.
Труд, музыка, рисование
Трудом, или технологией, как теперь называется этот предмет, специально мы не занимаемся, но поделки делаем. Осенью, например, лепили фигурки из пластилина с использованием шишек, желудей и листьев, зимой будем делать новогоднюю поделку. Так как с идеями в этом направлении у меня не очень, то вдохновляемся в Pinterest.
Занятия по рисованию Митя компенсирует курсами в художественной школе четыре раза в неделю.
С музыкой сложнее, но мы все равно нашли выход. На сайте нашей школы нашлась программа по музыке со списком того, что нужно освоить, каких композиторов и произведения должен знать ученик. Поэтому мы слушаем произведения по списку пару раз в неделю.
Предполагаю, что после прочтения моего текста вам может показаться, что мы сидим дома, обложившись учебниками, и ничего кроме занятий не делаем. Но это далеко не так. Обычно на уроки у нас уходит до двух часов в день, не считая времени, когда Митя самостоятельно читает. На выбор учебников и пособий я обычно тоже не трачу много времени. Я подписана на несколько групп в социальных сетях, где родители рекомендуют полезное. Плюс раз в месяц я покупаю книги в интернете. Чаще всего там есть рецензии и фотографии книжных страниц, поэтому заранее я могу понять, понравится книга или нет. Теперь и Митя тоже участвует в процессе выбора книг.