Распродажи в США
Последнюю пятницу ноября американцы называют «черной» не из суеверия: в разговорную речь просочился бухгалтерский термин, означающий, что баланс розничных торговцев в этот день наверняка окажется в «черном», доходном секторе, а не в «красном». На следующий день после Дня благодарения, приходящегося на последний четверг месяца, начинаются массовые распродажи, и миллионы жителей США устремляются в магазины.
Нынешние распродажи оказались уникальными. Никогда еще «черная пятница» не приходилась на четверг. Забыв о традиционной индейке, продавцы и менеджеры распахнули двери моллов и супермаркетов на день раньше, чтобы в трудные для экономики дни заработать на массовых распродажах.
В прошлом году скидки достигали 75%, и рост продаж по сравнению с благополучным 2007 годом составил, несмотря на кризис, 3%. Даже торговцы роскошными брендами, живущие по собственным законам, воспользовались ажиотажем. В уикенд после Дня благодарения-2008 они давали скидки, «как в последний раз», отмечали исследователи рынка из SpendingPulse, и подняли продажи на 2,9% по сравнению с предыдущим годом. Хотя за весь предрождественский сезон их оборот упал на 20,1%.
Обычно компании, торгующие одеждой класса люкс, объявляют скидки в последний месяц каждого сезона. Российские люксовые игроки, как и западные, работали по этой схеме. В декабре они устраивали промосейлы, во время которых скидки достигали 20-30%, говорит Ануш Гаспарян, коммерческий директор ведущего отраслевого агентства Fashion Consulting Group, а в последний месяц осенне-зимнего сезона, в январе, предлагали дисконт уже до 50%. Однако в последние два года у большинства игроков скидки стали доходить до 70%. «Политика люксовых компаний в последние годы изменилась, и это не стратегическое решение, но реакция на кризис. А если компания начинает распродажу раньше и скидки зашкаливают за 50%, потребитель к этому быстро привыкает. Вернуть все в прежнее состояние трудно, и рознице придется либо тратить дополнительные деньги на стимулирование продаж без скидок, либо жить по новой схеме», — говорит она.
Распродажи в России
Эмин Агаларов, коммерческий директор Crocus Group, как владелец центров Сrocus выступает арендодателем, а как владелец бутиков — арендатором. «Арендные сборы упали на 30%, — говорит он, — обороты люксовой торговли — на 30-50%, так что падают и цены в бутиках». Сейчас середина осенне-зимнего сезона, объясняет Агаларов, обычно основные распродажи начинались в середине января, теперь же они пройдут на месяц раньше, в декабре.
«У нашей компании свои сроки распродаж, — рассказывает Александр Федоров, президент фирмы «Дикая Орхидея», работающей на бельевом рынке. — В конце осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов, то есть в марте и августе, проходят основные распродажи, с большими дисконтами, а время от времени устраиваются промосейлы». Тем не менее, признается Федоров, если раньше промоакции проходили примерно раз в месяц, то «кризис подтолкнул к более точному маркетингу, и промоакции по разным группам товаров, для разных групп покупателей мы устраиваем чуть ли не каждую неделю».
В весеннее-летнем сезоне промосейлы прошли раньше, чем обычно, и у владельца ГУМа Bosco di Ciliegi. А сейчас, не дождавшись января, раскрасил витрины объявлениями о 50-процентной скидке бутик мужской одежды Aizel, торгующий брендами Balenciaga, Dior, Balmain. Декабрь в сегменте люкс обещает быть горячим.