Не туризм, но путешествия
«Мы против туризма, мы за путешествия», — говорит Елена Максимова, основательница клуба путешествий Ulysse Travel. По ее мнению, путешествие — это образ жизни, цель и путь, максимальная свобода, выраженная в авантюрах, исследовании новых мест, преодолении трудностей и себя. Туризм — более массовое явление, где все следует жесткому сценарию и нет места для творчества.
Закрытый клуб Ulysse Travel появился 12 лет назад, когда Максимова не смогла найти агентство для собственных поездок. Ей нужны были сервис и персональный подход, а этого почти никто не предлагал. В своей компании Максимова сделала все сама.
«Все, что мы рекомендуем клиенту, мы видели своими глазами, — рассказывает Елена. — Любое путешествие уже совершил до этого сотрудник компании или партнер. Если зафрахтовали яхту, то летим и смотрим ее — даже если она проходит техническое обслуживание на верфи или находится в частном чартере… Сейчас надо быть профессионалом, действительно хорошо знать регион, располагать селекцией качественных проверенных партнеров, чтобы создать безупречное путешествие».
Максимова вспоминает, например, как она организовывала поездки клиента в Бутан. В этом закрытом королевстве запрещена посадка бортов частной авиации (в Бутан можно попасть, лишь прилетев на самолете местной авиакомпании Druk Air), но Ulysse добился, чтобы самолет клиентов приняли.
Фирма Максимовой не стремится расти в объемах и почти не берет новых клиентов. «Этот бизнес легко расширяется, — отмечает Елена, — но, привлекая новых клиентов, легко потерять постоянных». Тем не менее прибыль компании увеличивается — за счет роста уровня сложности и количества путешествий. Сейчас у клуба около ста постоянных клиентов и 70% из них преданы Ulysse со дня основания.
Есть среди них и участники списка Forbes, например №108 — председатель совета директоров группы «Абсолют» Александр Светаков. «Я, наверное, один из самых крупных клиентов агентства», — предполагает он. Светаков заказывает через Ulysse Travel почти все поездки с семьей и друзьями. Кроме того, Максимова предлагает яхты, а это очень «тонкая», по словам Светакова, история: «Это дом на плаву, где много вводных данных — экипаж, повар, команда. Максимова хорошо разбирается в этом предмете».
Конечно, признает участник списка Forbes, это недешево, «но за удовольствие надо платить». Из своих последних поездок Светаков отмечает Фиджи, где он был на экспедиционной лодке SuRi и познакомился с десятикратным чемпионом мира по серфингу Келли Слейтером. Сейчас он собирается на Бали, организовывать эту поездку также помогала Ulysse Travel. В планах — рафтинг, трэкинг, а также занятия йогой в Убуде.
От людей, которые отправляют в путешествие и которые принимают, зависит, по словам Светакова, 50% успеха. То, что ценят в Ulysse клиенты, — это полная конфиденциальность, индивидуальный подход и прозрачная ценовая политика. Попасть в клуб можно только по рекомендации, а отношения строятся на личном контакте, дружбе и доверии.
СКОЛЬКО Путешествие по Африке для семьи из четырех человек на 12 дней — €80 000–100 000 (включая внутренний перелет и персонального гида).
Знатные вечеринки
Андрей Фомин — один из первых и уж точно самый заметный промоутер, начавший делать вечеринки в Москве, шоумен, актер, организатор Бала цветов на Лазурном берегу и балов в Куршевеле. Первое мероприятие он провел в 1991 году в Москве, в ГЦКЗ «Россия». Это была конференция косметической компании Mary Kay для 3000 женщин, после которой состоялась презентация Jaguar. Потом открылся клуб «Манхэттен», потом «Арлекино» и «Титаник» — тогда, по словам Фомина, в Москве началась клубная жизнь. Фомин за свою карьеру устроил несколько сотен мероприятий — от громких вечеринок до свадеб.
В наши дни, рассказывает Фомин, вечеринки стали более закрытыми. В последнее время бизнесмены и чиновники отказываются от громких мероприятий напоказ. Одно из последних ярких празднований закончилось громким скандалом — когда после банкета в ресторане «Ветерок » на Рублевском шоссе в честь 60-летия заместителя директора ФСБ Вячеслава Ушакова чиновник был уволен за нарушение служебной этики.
Еще один тренд, по словам Фомина, отмечать праздники и делать как можно больше событий для русских за рубежом. Например, Фомин рассказывает про юбилей одного московского бизнесмена в Риме. На праздновании выступали знаменитые оперные певцы, играл Римский симфонический оркестр. Гостей привезли на частном самолете. Фомин уверен, что отмечать дни рождения или свадьбы лучше не в Москве и дело не только в высоких московских ценах. «Когда людей вывозят, они выпадают из московского ритма, погружаются полностью в атмосферу праздника и по-настоящему отдыхают, — говорит промоутер. — Да и приглашение звезды на концерт за границей дешевле, чем в России».
Представления наших богатейших сограждан об отдыхе меняются. Если раньше в Москве были десятки клубов, то сейчас осталось только два главных клуба для богатых — Soho Rooms и «Империя» считает Фомин. Теперь люди, по его словам, предпочитают сидеть в ресторанах, а не танцевать на столах с шампанским. Безумные тусовки уходят в прошлое, певцам под фонограмму клиенты предпочитают классику.
Бизнесмены становятся более спокойными и буржуазными. Люди, которые гуляли в «Дягилеве», повзрослели, успокоились, завели семьи, объясняет Фомин. Кризис помог завершить эпоху бешеного разгула. И все же «никто не отнимет у русских стремления погулять», уверен промоутер. Фомин теперь берет только интересные проекты, примерно раз в месяц. В мероприятиях ему важен «вау-эффект» — какое-то сильное зрелищное впечатление. Например, Фомин вспоминает, как для одной свадьбы во Франции он привез 16 водяных арок замкнутого цикла — получилась настоящая водяная галерея. А для другой свадьбы, тоже во Франции, сделал огромный барочный алтарь в стиле эпохи Людовика XVI из 6 т льда. Фомин уверен, что именно это запомнят люди, а не фуа-гра и не артиста.
Самые крупные заказы поступают от частных лиц, которые не жалеют денег на себя и платят часто больше, чем корпорации. В штате Фомина работают семь человек и большая команда фрилансеров. «Самое главное у нас, как в оркестре, — это дирижер. Я дирижер своих мероприятий, — говорит Фомин. — Вы можете заказать звук, свет, кейтеринг, ведущего, но мероприятие не сложится. Ведь надо им управлять. Это живой процесс, во время которого нужен единый мозг». В год «Андрей Фомин Продакшн» организует порядка 15 больших мероприятий и огромное количество более скромных, включая свадьбы, юбилеи, корпоративные праздники.
СКОЛЬКО Мероприятие в Москве на 100 человек— €100 000. Мероприятие в Европе — от €500 000 (включая самолет — €70 000–80 000).
Закрытые мероприятия
Управляющий партнер клуба Quintessentially Ирина Вольская возглавляет российское представительство всемирной консьерж-службы с 2006 года. За это время у клуба появилось около 400 индивидуальных клиентов и более 3000 корпоративных.
С недавних пор в Quintessentially стали воздерживаться от услуг по поиску врачей, подбору персонала, потому что этим, по словам Вольской, нужно заниматься лично, без посредника. Зато закрытые мероприятия — настоящий конек Quintessentially.
По словам Вольской, самые актуальные запросы сейчас — на матчи футбольной команды Chelsea Романа Абрамовича и баскетбольного клуба Михаила Прохорова Nets. С момента покупки им Nets было уже около ста запросов на билеты (это много, раньше баскетбол вообще никого не интересовал). Ну а футбол пользуется бешеной популярностью — многие клиенты выкупают ложи сразу на весь сезон английской Премьер-лиги или матчи Лиги чемпионов. Есть те, кто берет разовые VIP-билеты — билет на важный матч может стоить от £5000 до £10 000. За последние годы было больше тысячи таких запросов.
Есть мероприятия, на которые Quintessentially не достанет пригласительные, сколько бы денег за них ни предлагали. Вольская вспоминает, что один бизнесмен мечтал попасть на закрытую рождественскую семейную вечеринку бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и его семьи в Австрии. На такие мероприятия Quintessentially приглашения не делает, чтобы оказаться там, нужно быть другом или родственником.
Огромное количество запросов было на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Мы спрашиваем людей: «А вы знакомы с этой парой? Вы друзья семьи?». «Нам странным кажется сам факт этой просьбы, — рассказывает Вольская. — Клиенты хотели не просто посмотреть на венчание, а быть среди гостей, сидеть за столом и готовы были предложить за это любые деньги. Один из основателей консьерж-службы Бен Эллиот — племянник Камиллы Паркер-Боулз, через него стали узнавать, реально ли провести на праздник клиентов агентства. «Это частная свадьба», — ответили им. Единственное, что могли предложить, — это место в толпе, на площади, но ближе к церкви или к королевскому дворцу.
Остальные просьбы, не связанные с личными празднованиями и событиями, Quintessentially выполняет запросто. На большую часть мировых событий билеты выкупаются заранее. На чемпионат мира по футболу в ЮАР на финалы и полуфиналы людей вывозили на частном самолете. Сотрудники компании достают билеты в первые ряды на самые востребованные показы недель моды в Париже, Милане, Нью-Йорке. Иногда покупают их у агентств (билеты на показы известных дизайнеров стоят от €1000 до €2500). Или договариваются с компаниями, чей показ будет проходить, но обычно в обмен на билет те требуют гарантию, что клиент закажет наряд haute couture или купит что-то из коллекции на определенную сумму.
В начале года был запрос на вечеринку в честь церемонии вручения «Оскара» и знакомство с Джорджем Клуни. Эта задача оказалась неожиданно простой — семейная пара из России прошла по знаменитой красной дорожке и была представлена актеру. Удовольствие обошлось в $25 000 на человека.
По словам Вольской, российские клиенты Quintessentially отличаются оригинальными просьбами (этим они похожи на клиентов из арабских стран), а также своей недисциплинированностью. В международных офисах есть правило не принимать заказы на мероприятия за два дня до начала. Но русским клиентам эти правила не подходят, поэтому русской команде приходится не спать ночами и договариваться с партнерами в последний момент. Всего в российском отделении компании работает 45 человек.
СКОЛЬКО Членство в клубе Quintessentially стоит от £2500 до £24 000 в год.
Частные коллекции
Николай Палажченко — арт-критик, куратор выставок, один из создателей центра современного искусства «Винзавод». И один из тех арт-дилеров на рынке современного российского искусства, который помогает формировать частные и корпоративные коллекции.
Среди его заказчиков, по словам Палажченко, много увлеченных людей, для которых искусство стало второй профессией. Палажченко вспоминает забавный случай, когда он долго общался с человеком, разговаривал об искусстве, думая, что это художник или критик, а потом оказалось, что это крупный предприниматель и коллекционер. Но есть и другая группа людей — им интересно современное искусство, но нет времени и энергии заниматься темой глубоко.
К примеру, по словам эксперта, корпорации при составлении коллекций часто решают утилитарную задачу — оформить офис (справедливости ради надо сказать, что и частные клиенты покупают картины «в интерьер» не реже, чем в коллекцию). Часто русскую живопись собирают наши соотечественники, живущие за границей, — так у них проявляется ностальгия, утверждает Палажченко. Многим нравится актуальное искусство — вещи злободневные, с большой долей рефлексии и иронии. Поэтому популярны такие авторы, как Дубосарский и Виноградов, Владислав Мамышев-Монро или Константин Латышев.
Рынок современного российского искусства сформировался в начале 2000-х. За время работы у Палажченко появилось несколько десятков клиентов, он провел несколько сотен сделок — некоторые стоимостью выше $1 млн.
Самый интересное, утверждает Палажченко, — возвращать коллекции в Россию. В 1970–1980-е годы большая часть вещей продавалась за границу, сейчас эти работы стоят сотни тысяч и миллионы долларов. Особенно это касается художников-концептуалистов и представителей соц-арта. Например, многие работы Эрика Булатова сейчас стоят более одного миллиона фунтов, а раннего Кабакова на рынке не найти ни за какие деньги.
CКОЛЬКО От €100 до десятков миллионов за работу современного художника.