Традиционные летние аукционные торги русским классическим искусством в Лондоне, начавшиеся в понедельник и завершившиеся в пятницу, 11 июня, показали рост продаж по сравнению с прошлогодними торгами. Тенденция затронула все крупнейшие аукционные дома. Судя по всему, худшее позади: русское искусство почти неизбежно продолжит дорожать (см. слайд-шоу «15 самых дорогих лотов»).
Аукционные цены — не всегда справедливый, но всегда главный индикатор цен на предметы искусства. По тому, как покупают, что покупают и кто покупает на крупнейших аукционах, участники арт-рынка рассчитывают стратегию поведения на ближайшие месяцы и даже годы. Рыночную судьбу русского классического искусства определяют две недели в году — в июне и в ноябре, когда «русские торги» проводят в Лондоне международные гиганты Christie's и Sotheby's, а также аукционный дом MacDougall's.
Ноябрьские торги — традиционно основные как по объемам продаж, так и по статусу продаваемых работ. Июньские, скорее, разминка, но вместе с тем хороший индикатор настроения коллекционеров. В прошлом году оно было определенно плохим: все только и говорили что о кризисе, а объем продаж стал самым низким за последние несколько лет. В этом году все уже не так мрачно.
«Продажи в денежном выражении у нас выросли примерно в 3 раза по сравнению с июнем прошлого года, и это прекрасный результат», — заявил Forbes Алексей Тизенгаузен, глава международного отдела Christie's, наторговавшего на июньских торгах на £11,9 млн (летом 2009 года было чуть больше £4 млн). Продажи даже превысили по объему ноябрьские торги 2009 года, но выражать бурный восторг Тизенгаузен не спешит. «Радоваться на этом рынке всегда опасно, но атмосфера гораздо лучше, чем год назад, и можно сказать, что результаты хорошие», — говорит он. Очень хорошо разошлась коллекция предметов Фаберже (продано 95% всех выставленных лотов на общую сумму около $1,1 млн), а в ходе торгов изобразительным искусством было установлено три новых мировых рекорда — для Кузьмы Петрова-Водкина, Михаила Зичи и Николая Калмакова.
У Sotheby's мировых рекордов два — на новые уровни цены вышли работы Юрия Пименова и Сергея Виноградова. Но этот аукционный дом снова обходит своего злейшего конкурента Christie's в абсолютном первенстве. Sotheby’s увеличил продажи русского искусства на 26%, до £22,3 млн, продав в том числе три лота стоимостью более £1 млн. Самый дорогой лот этого июня также у Sotheby's — картину неоклассика Александра Яковлева «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо» купили за £2,505 млн, что в 2,5 раза превысило максимальный эстимейт, тогда как работа знаменитого классика Ивана Шишкина «Чернолесье» ушла по цене лишь немного выше минимальной оценки.
«Период повального увлечения искусством второй половины XIX века был связан с тем, что покупатели не знали или плохо знали другие разделы русского искусства, но теперь изменился и уровень их образованности, и горизонт претензий», — пояснил Forbes генеральный директор Sotheby's в России и странах СНГ Михаил Каменский. «Вошло в моду начало XX века, художественный язык этого периода стал востребован, и Яковлев, и Анненков вписываются в эту тенденцию, их работ на рынке очень немного, а такого класса — считаные единицы», — добавил он.
Ту же тенденцию в интервью Forbes отметила совладелец аукционного дома MacDougall's Екатерина Макдугалл. «XIX век продался не очень сильно, а вот русский авангард, Серебряный век стали самыми модными, и это говорит о том, что в торгах участвуют уже опытные коллекционеры. Есть четкий пласт топовых покупателей, которые берут топовые работы и бьются почти до конца», — говорит она.
Аукционный дом MacDougall's, небольшой по сравнению с Christie's и Sotheby's, но специализирующийся на русском искусстве и в этом сегменте очень заметный, на июньских торгах достиг уровня продаж £8,411 млн (данные предварительные), что почти на 20% больше, чем в июне прошлого года. Топ-лотом стала работа Нико Пиросмани «Арсенальная гора», проданная за £1,075 млн.
«Этот круг аукционов показал, что рынок очень сильный, очень хорошие вещи продаются очень дорого и на торгах появилось большое количество новых клиентов, а также вернулись те, кто по каким-то причинам сделал паузу», — говорит Екатерина Макдугалл.
По мнению Каменского, последние торги закрепили главную посткризисную тенденцию: покупатели предпочитают высококлассные, а значит, дорогие предметы искусства. «Последние полтора года на рынке русского искусства наблюдалась небольшая коррекция, без заметной турбулентности. При этом современное искусство понесло заметные потери, а старые мастера только поднимались в цене», — отмечает Каменский.
Крупный успех Яковлева, Петрова-Водкина и Анненкова — художников, безусловно, очень известных и востребованных, но все-таки не стоявших в одном ряду с признанными классиками вроде Шишкина, Айвазовского или Репина, объясним. «Люди ищут вещи интересные, уникальные, в хорошем состоянии и при этом «свежие» на рынке», — отмечает Алексей Тизенгаузен. В этом смысле все топ-лоты объединяет одно качество: большая часть работ этих художников находится в музеях, и на рынок их интересные и значимые картины попадают крайне редко.
«Рынок, безусловно, оправляется после кризиса, и, хотя докризисных уровней продаж пока никто не достиг, впечатления самые радужные», — говорит Екатерина Макдугалл. Forbes отобрал 15 самых дорогих лотов «русской недели».