Вы входите в дом в Хэмптонс, престижном прибрежном районе рядом с Нью-Йорком, через потрясающие раздвижные двери, взятые из амбара конца XIX века. Внутри — сделанная на заказ мебель в деревенском стиле. Стеновые панели с секретом открывают проход на заднюю веранду со сногсшибательными видами. Когда владелец (глава фонда прямых инвестиций) устраивает киновечера, ему достаточно нажать на кнопку, и с потолочной консоли спускается плазменный экран размером 150х100 см. Похоже на описание любого другого роскошного дома на востоке Лонг-Айленда? Только этот расположен в десяти метрах над землей в ветвях четырех старых японских криптомерий.
«При словах «дом на дереве» американцы представляют себе гнездо из фанеры, где они сами когда-то прятались от взрослых или первый раз целовались, — говорит нью-йоркский дизайнер Родерик Ромеро, который построил это надземное жилище на Лонг-Айленде в 2009 году. — Но с тех пор такие постройки ушли далеко вперед». А если уж быть точным, вперед и вверх. Новое поколение роскошных домов на деревьях воплощает детские мечты с помощью дизайнеров и денег, которые не заработаешь, торгуя лимонадом у дороги.
«Гнездо» в Хэмптонс площадью более 50 кв. м с окнами словно в частном самолете и с цифровой системой объемного звука обошлось в относительно скромную сумму $70 000. Дом на дереве в стиле бунгало площадью 93 кв. м в Рамоне (штат Калифорния), с просторной кухней, ванной «на ножках», подогреваемыми полами и кондиционером (да-да, он спрятан внутри дерева!) обошелся владельцу почти в $300 000. Существует также открытая для посещения «деревня» на деревьях, заказанная герцогиней Нортумберленд примерно за $7 млн. Она расположена в рощице из 16 старых лип в английском Эник-Гардене, в ней есть парящие дома в форме башенок, в одном из них гостиная на 80 персон; все дома соединены подвесными переходами, площадь которых — 370 кв. м. «Все пришли в ужас, когда я сказала, что хочу устроить посередине открытый дровяной камин, — вспоминает герцогиня. — Но я хотела именно того, чего еще никто никогда не видел».
Так и есть. «При работе над современными жилищами на деревьях мы сочетаем архитектуру со страстью к приключениям», — говорит Андреас Веннинг из немецкой фирмы Baumraum, она один из лидеров в этой области. Его фирма выпускает жилые модули, которые ближе к стилю Баухауса, чем к обычным загородным домикам. Один из них, расположенный на нескольких лиственницах в немецком Келе, напоминает футуристическую бочку на гигантских зубочистках рядом с плавучей платформой. При создании этих кабин фантазия ограничена только воображением и бюджетом заказчика, говорит Веннинг, проекты которого стоят от $30 000. «Как-то раз клиент хотел запускать со своей террасы на дереве мячи для гольфа, так что пришлось разработать для него платформу с убирающимися перилами».
Плотник Питер Нельсон из Сиэтла уже 10 лет популяризирует дизайн надземных домов в иллюстрированных книгах (последняя, «Новые дома на деревьях со всего мира», вышла в издательстве Abrams) и в мастерской TreeHouse — в качестве главного верхолаза. Помимо дивного дома в Рамоне (который, к сожалению, уничтожили лесные пожары в 2008 году) Нельсон и его команда построили на ветвистом дереве в саду Лонгвуд в Кеннет-Сквере (Пенсильвания) целый собор в стиле норвежских деревянных церквей. После чего была сделана небольшая усадьба в южных пригородах Сиэтла с резьбой по дереву, выполненной бывшим реставратором каруселей. Это был заказ, по словам Нельсона, «очень состоятельной дамы, которая пыталась заполучить себе пятого мужа. Она говорила, что дом должен выглядеть по-взрослому и быть привлекательным».
Некоторые люди даже пускают детей в свои сторожевые посты на деревьях. «Наши дети 7 и 10 лет вдохновляли нас, хотя, наверное, они были бы рады и крохотному скворечнику», — говорит Марк Левин, страстный фанат домов на деревьях из Лос-Анджелеса. Дом, который получили его дети, оказался несколько больше.
В 2008 году Левин и его жена Дженнифер Флаккет были режиссерами семейного фильма «Остров Ним», после этого они захотели перенести дом на дереве со съемочной площадки в Австралии в свой двор близ Беверли-Хиллз. Но вместо этого Левин ввел в Google запрос «современные дома на деревьях» и нашел сферические купола, спроектированные 24-летним плотником из Миннеаполиса Дастином Фейдером из фирмы O2 Treehouse. «Я не хотел бы стать одним из тех, кто только рассуждает о доме на дереве, но никогда его не построит», — объясняет Левин, у которого уже есть две постройки по проектам Фейдера: сферическая и каплевидная, соединенные висячим мостом. Когда соседи их увидели, они захотели себе такие же. Теперь Фейдер практически постоянно работает на деревьях в дорогих районах Лос-Анджелеса от Беверли-Хиллз до Брентвуда.
То же случилось и с Ромеро. «Когда я построил дом на дереве для Стинга в Тоскане, — рассказывает он, — меня наняла Донна Каран, чтобы построить два дома на деревьях для ее внуков». Один из них — со встроенным в стену инструментом австралийских аборигенов диджериду, для усиления звука которого использовалась длинная труба из ПВХ до потолка. «Донна поговорила с Джулианн Мур, которая захотела такой же дом. Джулианн в свою очередь познакомила меня с Вэлом Килмером, который тоже загорелся этой идеей». Последний проект Ромеро — это совместная работа с певицей Лори Андерсон, сад музыкальных скульптур в Базеле по заказу Novartis.
Стройка на высоте чревата проблемами. Пчелы, падения и качка — все это часть работы. Как и неоднозначное отношение окружающих. Когда Ромеро соорудил «гнездо» на 160-летнем дереве в фешенебельном районе Санта-Моники, соседи разволновались: они опасались, что за ними будут следить. «Мне пришлось сделать густое ограждение из хвороста с одной стороны, — говорит Ромеро. — Некоторым людям трудно избавиться от воспоминаний о детских проказах».
Но еще труднее избавиться от детской страсти лазить по деревьям. «Качаясь на высоте 18 метров, ты превращаешься в восторженного двухлетнего ребенка», — говорит дизайнер Тодд Олдхэм, который у себя на даче на востоке Пенсильвании построил на дереве двухэтажный дом с телевизором, покрытым имитацией коры, и с ручками кухонных шкафчиков в виде веток. И добавляет: «Правда, некоторые в ужасе вцепляются в перила».
Отдельные смельчаки готовы постоянно жить среди ветвей. В Черч-Пойнте под Сиднеем фирма Utz-Sanby Architects построила на эвкалиптах дом на три спальни из стекла и стали. Это жилище на бетонных опорах было спроектировано, чтобы «подняться над лесом», говорит архитектор Кристин Утц. То же можно сказать обо всех домах на деревьях. По словам Андреаса Веннинга из Baumraum, «в доме на дереве ты не на земле и не в полете. Это среднее состояние, словно паришь между небом и землей».