Предыдущий аукцион русского искусства Sotheby’s, который состоялся 2 ноября в Нью-Йорке, стал своего рода сенсацией. Самые оптимистичные специалисты аукционного дома предполагали выручить на нем максимум $6-9 млн. Выручка значительно превзошла их ожидания и составила $13,8 млн. Эксперты предполагали, что ни одна из представленных работ не перешагнет миллионный рубеж, и просчитались. Полотно Бориса Григорьева «Мать и дитя» 1918 года продалось за $1,3 млн при верхней планке эстимейта $700 000. Другие его работы, «Лики России» и пейзаж «Понт-Эвент. Вечер» вдвое превысили эстимейт и ушли за $986 500 и $890 500 соответственно. Картина Константина Коровина «У окна» также перешагнула милионный рубеж и была продана за $1,1 млн. Главным хитом этого аукциона стала украшенная брилиантами миниатюра с портретом Петра I, которую император вручал в качестве высшей государственной награды. Всего известно о десяти подобных предметах, из которых сохранились только шесть. Один из них был приобретен за $1,3 млн, десятикратно превысив эстимейт после упорной борьбы семерых покупателей. После подобного успеха предстоящие 30 ноября лондонские вечерние торги особенно интригуют. Forbes выбрал три самых интересных лота грядующего аукциона.
Александра Экстер (1882-1949), «Венеция», 1925; холст, масло, 101,1x70,8. Эстимейт £900 000 - £1,2 млн
Полотно одной из представительниц первого русского авангарда Александры Экстер, написанное в 1925 году в Париже, должно стать гвоздем этого аукциона. Экстер, учившаяся в парижской академии Гран-Шомьер, считается русско-французской художницей, и эта работа относится к самому началу ее последнего парижского периода, когда она окончательно переехала из Советской России за границу. В «Венеции» угадывается влияние эстетики футуризма и супрематизма, а также творчества Фернана Леже. Картина принимала участие в выставке «Время собирать» в Русском музее (февраль-май 2008 года), а в конце октября 2009 года демонстрировалась на предварительном показе лотов аукциона Sotheby's в Москве в Историческом музее.
Илья Репин (1844-1930), «Казак», около 1908; холст, масло, 360x254. Эстимейт £600 000 - £800 000
«Казак» Ильи Репина является вторым по значимости лотом лондонских торгов Sotheby’s. На самом деле это эскиз к большой исторической картине «Казаки черноморского побережья», которая была закончена художником в 1908 году. После негативной реакции публики на очередной выставке передвижников Репин переписал своих «Казаков», однако казак с этого эскиза почему-то не вошел в окончательную композицию. Тем не менее эта работа вполне может рассматриваться как самостоятельный портрет раненого запорожца, которые, как известно, были излюбленными персонажами классика реализма.
Роберт Фальк (1886-1958), натюрморт с ландышами («Ландыши в белом молочнике»), предположительно 1954; холст, масло. Эстимейт £60 000 - £80 000
Натюрморт московского сезанниста Роберта Фалька написан в поздний период творчества, когда он относительно мало работал и уже превратился в живую легенду для начинающих нонконформистов. Как художник Фальк пережил довольно плавную эволюцию, и его манера письма существенно не менялась после возвращения из Парижа в 1938 году, откуда он уехал, прозорливо опасаясь Гитлера и предпочтя ему Сталина. Этот натюрморт написан художником на даче. Молочник, в котором стоят ландыши, присутствует на другой его картине «Полевые цветы на подоконнике», которая датируется летом 1954 года. Отсюда и предположительная датировка этой работы. Картина имеет безупречный провенанс. После смерти художника она хранилась у его вдовы, искусствоведа Ангелины Щекин-Кротовой. В 1968 году она передала ее одному из родственников, из собрания которого картина и попала на торги.