Интересный предмет, выставленный на аукцион, может стать началом вашей собственной коллекции, способом инвестировать деньги или просто доставит вам удовольствие. Мы отобрали направления коллекционного рынка, которые выглядят сейчас особенно привлекательно.
Мотоциклы BMW
До Первой мировой войны производство мотоциклов не входило в планы руководства BMW — компания занималась разработкой авиационных двигателей. Но после войны ей это делать запретили, и все наработки пошли на создание мотоциклов, а впоследствии — автомобилей. Первый мотоцикл BMW сошел с конвейера в 1923 году и получил название R32. Он имел двигатель объемом 486 куб. см, трехступенчатую коробку передач и мог развивать скорость до 100 км/ч.
На сегодняшний день R32 — один из самых редких и дорогих коллекционных мотоциклов BMW. Всего их выпустили чуть более 3000, так что уже в 1920-е годы он стоил немало. Найти на рынке модель в рабочем состоянии непросто. Регулярные специализированные торги по этой тематике проводят все крупные аукционные дома, включая Sotheby’s и Christie’s. Однако лидером считается Bonhams.
На аукцион Bonhams 28 ноября будет выставлена коллекция, принадлежавшая основателю компании Motoport, дилера BMW, Уилли Нейткенсу. В его собрании более ста моделей, и среди них R32 1924 года, оцененная в £30 000–40 000. R32 появляется на аукционах крайне редко — последний раз в 2006 году машина ушла на калифорнийском Gooding & Company за $77 000.
Старые мастера
Полотна старых мастеров вряд ли принесут своему владельцу моментальные дивиденды, однако результаты последних торгов Sotheby’s и Christie’s показывают, что этот раздел арт-рынка пострадал от кризиса меньше всего. Выручка торгов, прошедших в залах этих аукционных домов в июле 2009 года, составила £39 млн и превысила сумму, которую принесли торги современного искусства месяцем раньше.
Предложения на этом рынке очень разнообразны. У покупателя есть два пути. Он может искать исключительно художников первого ряда: Каналетто, Эль Греко, Караваджо, Брейгеля-старшего. Уникальные вещи продаются на аукционах регулярно. Так, в декабре на Sotheby’s выставлен автопортрет Антониса ван Дейка, который в последний раз появлялся на арт-рынке в 1712 году. Эксперты оценили его в £2–3 млн. Christie’s предлагает не менее ценную и дорогую работу — поясной мужской портрет кисти Рембрандта (эстимейт £18–25 млн).
Работы учеников знаменитых мастеров стоят в разы дешевле, хотя не менее ценны с точки зрения истории искусства. Рекордная цена работы Эль Греко составляет £3,5 млн, а работы его самого талантливого ученика Луиса Тристана — всего £15 600. Покупателям стоит присмотреться к холстам Иоахима фон Зандрарта и Карела Фабрициуса — учеников Рембрандта (цены редко превышают $10 000), а также к многочисленным помощникам Питера Пауэла Рубенса, среди которых Эразмус Квеллинус Младший и Абрахам ван Дипенбек.
Вино в больших бутылках
Рынок вина достаточно быстро оправился от прошлогоднего удара — начиная с июня 2009-го цены постепенно возвращаются к докризисному уровню. По данным аналитиков Liv-ex, это происходит главным образом за счет азиатских покупателей и их повышенного интереса к Chateau Lafite-Rothschild. Но специалисты уверяют, что заключить выгодные сделки все еще возможно. По сравнению с осенью прошлого года цены на лучшие винтажи сейчас ниже на 10–20%.
Медленнее всего восстанавливаются цены на бутылки вина большого формата — трех- и шестилитровые (империалы). У вина в больших бутылках масса преимуществ. Это своего рода гарантия качества, поскольку в такие бутылки разливают вина лучших урожаев. К тому же они лучше хранятся и легче переносят температурные перепады.
Среди наиболее популярных на рынке и беспроигрышных с точки зрения инвестирования — винтаж 1982 года. Он достаточно часто появляется на торгах Sotheby’s и Christie’s, а также на специализированных аукционах Zachys или Acker Merrall & Condit. Стоимость трехлитрового Chateau Mouton-Rothschild, Chateau Cheval-Blanc или Chateau Lafite Rothschild этого урожая может достигать $4000–5000. Но обратить внимание стоит и на другие винтажи. На торгах Christie’s в Женеве 17 ноября будет представлено несколько заслуживающих внимания шестилитровых бутылок: империал Petrus 1987 ($4500–6500) и Haut Brion 1989 ($7000–10 000).
Снимки Polaroid
В начале 2008 года компания Polaroid объявила о прекращении выпуска пленок моментального фото. К концу года она подала на банкротство. А теперь на рынок попадет корпоративная коллекция Polaroid, распродажу которой весной 2010-го проведет Sotheby’s. В собрании около 16 000 снимков, некоторые из них были сделаны в конце 1940-х годов. Фотокамерой Polaroid пользовались многие художники и фотографы: Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Ирвин Пенн, Марк Куинн. Если снимок подписан рукой автора, его стоимость может достигать $30 000. На онлайн-аукционе Аrtnet Аuctions эстимейты снимков Уорхола начинаются с $1000–1500. Портрет Роя Лихтенштейна, сделанный Чаком Клоузом на Polaroid, выставлен на ноябрьские торги Phillips de Pury с эстимейтом $30 000–50 000.
Полароидные снимки довольно редко появляются на публичных торгах и искать их лучше в специализированных галереях. Так, фотографии Питера Блейка, британского художника, лауреата престижной премии Тернера, можно купить в галерее Opus Art всего за £950. Norton Gallery предлагает работы известного японского фотографа Нобуеси Араки за $500–15 000. Если автор не слишком знаменит, то его работа обойдется в какие-то $100. Учитывая, что производство пленки прекращено, можно предсказать, что такие фотографии неминуемо превратятся в коллекционную редкость.
Персидские ковры
Стоимость персидских ковров в галереях и на аукционах может доходить до миллиона долларов. Нью-йоркская галерея Beauvis Carpets предлагает большой, 5,5 на 4,8 м, ковер конца XIX века из шерсти, шелка и хлопка за $950 000. Самые дорогие персидские ковры относятся к эпохе правления шаха Аббаса (1587–1629). В июне 2008 года на аукционе Christie’s был установлен мировой рекорд — шелковый ковер, сотканный в мастерских Исфхана около 1600 года, ушел за $4,45 млн.
Однако такие цены — скорее исключение из правил. Эксперты отмечают, что персидские ковры по-прежнему недооценены. По мнению московского коллекционера и специалиста по старинным коврам Марка Патлиса, цена складывается из трех факторов: искусство, рука и материал. Эксперт и глава всемирного отделения ковров Sotheby’s Мэри Джо Отси советует перед покупкой ковра оценить его дизайн, цвет, состояние и провенанс.
В ноябре и декабре специализированные торги ориенталистских ковров проводят Sotheby’s, Christie’s и Bonhams. Цены весьма демократичны и начинаются от £100.
Автор — редактор ART+AUCTION Russia