Сад, где вместе учатся дети с проблемами развития (синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом) и обычные дети
Достоинства: в детях воспитывается толерантность; сад очень хорошо оборудован; много специалистов разного профиля
Недостатки: здание спроектировано таким образом, что все группы абсолютно изолированы друг от друга, нет общей жизни — праздников, занятий и представлений
Основная идея этого сада — воспитание разных детей. Воспитатели рассказывают, что инклюзивное воспитание дает замечательный терапевтический эффект. Проблемным детям необходима социальная среда для адаптации. А у обычных детей помимо доброты, толерантности и широты восприятия мира такой метод, по словам заведующей сада Марии Прочухаевой, развивается «творческое приспособление к миру»: «Дети учатся не оценивать категориями «плохо-хорошо»: мир, в котором ты живешь, разнообразен, надо уметь находить язык для общения, при этом сохраняя свою личность».
Каждый ребенок участвует только в тех занятиях, которые ему нравятся и соответствуют его развитию. Но большую часть времени дети проводят вместе — играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, готовятся к праздникам. «Мы особенно ценим в нашем садике неформальные отношения: воспитатели общаются с детьми как с маленькими друзьями, принимая особенности каждого индивидуума, — рассказывает Юлия Геронимус, церковный художник-реставратор и мать троих детей. — Подкупает открытость сада по отношению к родителям: нет ограничений, можно быть вместе с ребенком столько времени, сколько ему нужно для адаптации».
Здание сада очень большое. Здесь 10 инклюзивных групп (младшие по 12-15 человек, старшие — по 20), группа «Особый ребенок» (для аутичных детей 5-7 лет), служба ранней помощи (для поддержки семей с особыми детьми), лекотека (служба помощи особым детям 3-7 лет).
В сад пришли работать педагоги разных школ — и вальдорфские, и Монтессори, — но постепенно выяснилось, что ни одна система в чистом виде не подходит. «Наши педагоги, — уверена Прочухаева, — гибче, адаптивнее, умеют найти подход и творчески приспособиться, не цепляясь за твердые принципы одной системы».
«Группа педагогов-единомышленников, собравшихся в нашем детском саду, по-хорошему удивляет своим заинтересованным и осмысленным отношением к воспитанию человека, созиданию его личности, — рассказывает Андрей Сорокин, генеральный директор издательства РОССПЭН, отец 5-летнего Дани. — Эту личность здесь часто собирают просто из осколков, и происходит маленькое чудо: возможности перестают быть ограниченными. Ребятишкам и их родителям ежечасно преподносится урок человечности, которой так мало в нашей жизни».
Тут работают логопеды, дефектологи, психологи, психотерапевты, арт-терапевты, массажист, психоневролог, невролог, кинезотерапевты. Детям с сильными нарушениями сад выделяет тьютора — человека для индивидуального сопровождения. В саду проводятся музыкальные занятия, скорее даже это музыкальная терапия. Несколько раз в неделю дети занимаются хореографией по системе Айседоры Дункан.
Помещение: Прошлой весной сад получил новое 3-этажное здание с отдельным входом для каждой из 10 групп (в старом помещении по адресу Стрельбищенский пер, 21а продолжает работать инклюзивный детский сад. Оба сада тесно сотрудничают). Здание замечательно оборудовано, есть бассейн, столярная (со станками для работы по дереву, бумаге, ткани) и гончарная мастерские, учебный класс с интерактивной доской, сканирующей любое изображение, лаборатория «Маленький исследователь» с оборудованием для опытов, сенсорная комната для релаксации.
Часы работы: 8.00 — 20.00
Стоимость: 990 руб.
Инклюзивный детский сад № 288, Ковров пер, 3, тел. 8 (495) 678 25 32