К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Канны-2012: в лазурном тумане

фото East News / AFP / ImageForum
фото East News / AFP / ImageForum
Сегодня открывается 65-й Каннский кинофестиваль — самый элитарный из всех

Еще не успела высохнуть типографская краска на пресс-релизах с перечнем участников Каннского конкурса, как СМИ запестрели прогнозами: «У фильма такого-то наибольшие шансы на золото!», «Фильм такой-то — один из главных претендентов на высшую каннскую награду!»... Каждый год одно и то же, словно ничему не учит нас опыт. А он, этот опыт, год от года устало жиреет, накапливая сам себя, и обреченно повторяя: «Критики предполагают, а жюри располагает, не бегите впереди паровоза!».

Вот объявили, что у российско-украинско-голландско-латвийско-белорусского фильма Сергея Лозницы «В тумане» необычайно высоки шансы на победу. Ну да, кто бы спорил! Иначе бы и не взяли в конкурс. Хочется заметить, что ежегодно шансы на победу велики примерно у двадцати конкурсных фильмов. И никогда не знаешь, что там в голове у этих членов жюри. И не подозреваешь, какие грохочут за закрытыми дверями баталии и какие вьются вокруг жюри тончайшие нити интриг.

Канны — это фестиваль совсем уж для избранных. Во-первых, это единственный из кинофестивалей, просмотры которого предназначены только для профессионалов. Никакой публики. Никаких билетов. Никаких исключений. Во-вторых, здесь давно уже сколотилась команда любимчиков, приезжающих сюда регулярно, как на дежурства. Если, скажем, Вуди Аллен снял новую картину, будьте уверены: мировая премьера состоится именно здесь. То же самое — с Дэвидом Линчем, Такеши Китано, Кеном Лоучем, Михаэлем Ханеке, Аббасом Киаростами, Дэвидом Кроненбергом, Эмиром Кустурицей, до прошлого года — с Ларсом фон Триером… Если называть вещи своими именами, вся кинематографическая элита собирается именно здесь. Конечно, два других фестиваля-конкурента — Берлин и Венеция — время от времени тоже выстреливают в историю мирового кинематографа обоймой знатных режиссеров, собравшихся в одно время в одном месте, но командную игру на избранность пока выиграют Канны.

 

С позапрошлого года ряды каннских любимчиков пополнил наш Сергей Лозница. Правда, «нашим» его называют еще три страны: Украина, Белоруссия и Германия, причем с не меньшими на то основаниями. Лозница родился в Белоруссии, учился и работал в Киеве, потом окончил ВГИК и недолго жил в Питере, а последние 11 лет — гражданин Германии. Снимает, впрочем, на русском языке. Его второй игровой фильм (первый — жутковатое и безнадежное «Счастье мое» — также участвовал в каннском конкурсе два года назад) — «В тумане» по повести Василя Быкова — рассказывает о попытке человека сделать нравственный выбор в безнравственных условиях. Как скромно заметил Лозница в одном из интервью, «нынешний каннский конкурс очень сильный, и мой фильм в нем не затеряется».

Из семнадцати участников основного конкурса (отметим, что в Каннах также есть еще несколько конкурсов: «Особый взгляд», «Синефондасьон», короткометражного кино, «Неделя критики») четверо уже уезжали с Лазурного берега с Золотой пальмовой ветвью. В этом году «пальмоносцы» — иранец Аббас Киаростами («Вкус вишни», 1997), англичанин Кен Лоуч («Ветер, что качает вереск» 2006), румын Кристиан Мунджиу («Четыре месяца, три недели и два дня», 2008) и австриец Михаэль Ханеке («Белая лента», 2009) — снова, как обычно, ступят на Лазурный берег в поисках золота. Справедливости ради скажем, что даже ступить на здешнюю землю в качестве приглашенного участника конкурса — громадная честь. Есть немало высококлассных режиссеров, которые так и не дождались своей «пальмы», хотя все их фильмы перебывали для начала именно тут. Например, Ингмар Бергман, представивший в Каннах бессчетное количество своих фильмов, на «золото» так и не заработал. Не получили его ни разу и безусловные классики Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар. Ну с этими, впрочем, все понятно: в 1968 году, во время молодежных левацких волнений, они сорвали очередной Каннский фестиваль. Последний им этого не простил и, хотя продолжал приглашать их в свое лоно, никакими лаврами больше не увенчивал.

 

Словом, в этом году Палэ де фестиваль станет прибежищем цвета мирового кино, что одновременно и радует, и слегка огорчает: в конкурсе ни одного дебюта. Даже самому молодому, ставшему официальным классиком после «Золотой пальмовой ветви» Кристиану Мунджиу, все-таки 44. Канны — это своего рода ясли. Тут сами отыскивают новые таланты, сами их вытаскивают, а потом сами заряжают ими обойму элитарного сообщества режиссеров. И Мунджиу, и Лозница, и множество других — все это креатуры Каннского фестиваля.

Интересно, что сразу два австрийских режиссера — Михаэль Ханеке и Ульрих Зайдль — привезут в Канны фильмы со словом «любовь» в названии. «Любовь» называется фильм Ханеке с Жаном Луи Трентиньяном и Изабель Юппер в главных ролях (они играют отца и дочь), «Рай: любовь» — Зайдля. В Каннах случайностей не бывает, и если уж рядом оказались две «любви», да еще обе — из Австрии, да еще обе вышли «из-под пера» известных мизантропов — это не просто так. Это — концептуально.

Концептуален и выбор фильмов открытия и закрытия. В первый день после торжественной церемонии открытия фестиваля гости увидят «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, известного своими фильмами «Семейство Тененбаум» и «Поезд на Дарджилинг» и унылым оптимизмом. «Королевство полной луны» — абсурдистский триллер с целой толпой звезд — Брюсом Уиллисом, Харви Кейтелом, Эдвардом Нортоном, Биллом Мюрреем, рассказывающий о пропаже из скаутского лагеря двух ребят. Закроется фестиваль картиной Клода Миллера «Тереза Дескейру» — фильмом, который режиссер едва успел закончить перед своей неожиданной смертью. Начнут за здравие…

 

И еще одно почти концептуальное включение в конкурс: 90-летний Ален Рене представит свой новый фильм «Вы еще ничего не видели». Все-таки только старики умеют быть настоящими оптимистами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+