К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

10 фильмов, которые стоит посмотреть на ММКФ

10 фильмов, которые стоит посмотреть на ММКФ
Кинообозреватель Юрий Гладильщиков назвал фильмы из программы Московского кинофестиваля, которые он постарается не пропустить

Как и прочих критиков, меня в эти дни регулярно спрашивают: что нужно смотреть на ММКФ? Что нужно, я сказать не решусь. Во-первых, в кои-то веки в программе много фильмов, которые даже я еще не видел. Во-вторых, откуда я знаю, что именно для вас нужно, какие у вас вкусы, каково сиюминутное настроение? Но могу рассказать, что и почему я выделил в программе ММКФ лично для себя.

Организаторы ММКФ закидают меня камнями, но я с большой разборчивостью и осторожностью буду посещать обе конкурсные программы: и главную, и «Перспективы». И то исключительно из профессиональных соображений. Я также не буду рваться на фильмы, которые сразу после фестиваля выйдут в прокат. Например, на закрывающий фестиваль фильм Люка Бессона «Невероятные приключения Адель» (уж скорее пойду на ранний, почему-то пропущенный мной фантастический триллер Бессона 1983 года «Последняя битва» — его покажут 18 июня в 19.15 в зале 8. (Тут и далее речь о мультиплексе «Октябрь»; информацию обязательно уточняйте на сайте www.moscowfilmfestival.ru.)

Помимо перечисленного ниже я бы также обратил внимание на рубрику фестивальной программы «Секс. Еда. Культура. Слава», на фильмы рубрики «Ателье» (где есть новые документальные картины про безумных мэтров режиссуры, одного ушедшего и одного действующего — Анри-Жоржа Клузо и Дэвида Линча), а еще на некоторые ретроспективы: «Серджо Леоне», «Пересматривая классику», «Социалистический авангардизм. Часть 3», «Война!» и «Московская эйфория — Выбор ФИПРЕССИ». В основном там не новые картины. Но те, которых у нас еще не было и никогда не будет.

Программа документального кино «Свободная мысль»

Программа документального кино «Свободная мысль»

По максимуму буду ходить на фильмы программы документального кино «Свободная мысль» (она в зале 5). Ни один из них точно никогда не попадет в наш прокат. Программа действительно представляет лучшие документальные картины мира, получившие недавно главные кинонаграды. Темы — одна другой интереснее. «Бухта» («Оскар-2010» за лучший полнометражный документальный фильм; 18 июня в 19.00, 19 июня в 13.00, 20 июня в 12.30) — про тайное и варварское истребление японцами дельфинов. «Бананы» (26 июня, 19.30) — про судебный процесс против банановых корпораций, которые травят нас и служащих плантаций пестицидами. «Безумная жизнь» (21 июня в 21.00 и 22 июня в 13.00) — про молодежные банды Сальвадора. «Крепость» («Золотой леопард» фестиваля в Локарно и масса других призов; 25 июня в 21.30, 26 июня в 13.00) — про лагеря для беженцев из третьего мира, фактически временные тюрьмы, которые существуют в Швейцарии. «Мы живем на людях» (Гран-при главного штатовского фестиваля в Санденсе 2009 года; 20 июня в 21.15, 21 июня в 15.00) — про безумных художников, которые пытаются установить над собой власть Большого брата, демонстрируя всю свою личную жизнь в интернете. «Рестрепо» (Гран-при Санденса-2010; 21 июня в 19.00, 22 июня в 15.00) — про одну из самых опасных американских баз в Афганистане. Фильм без пафоса, просто про жизнь на войне.

Московский фестиваль, конечно, ненормальный. Уже в прошлом году на всех фильмах «Свободной мысли» народ сидел на ступеньках — программа обрела успех. Между тем в зале 5 всего-то 198 кресел. И фестиваль не желает хоть что-то изменить (договориться, скажем, с другими кинотеатрами), чтобы увеличить пропускную способность программы.

«Брестская крепость» (реж. Александр Котт)

«Брестская крепость» (реж. Александр Котт)

Из нашего нового кино, надеюсь, посмотрю «Брестскую крепость» Александра Котта (программа «Гала-премьеры»; фильм покажут в день начала войны, 22 июня, ровно в 22.00 в зале 1). Зал этот большой, на 1518 кресел, так что места будут. Не то чтобы я жду от фильма откровений. Смущает уже то, что он пропагандируется как первая лента, снятая на деньги союзного государства России и Белоруссии (интересно, кто именно и на каких основаниях финансировал фильм). Но в прокат он выйдет только 4 ноября, в День народного единства. Почему бы не посмотреть его заранее и не понять, чем он лучше второй части «Утомленных солнцем-2»? На 4 ноября долго и давно планировался старт последней части картины Михалкова — но фильм Котта отбросил ее в прокате аж на 23 февраля 2011 года.

«Концерт» (реж. Раду Михайляну)

«Концерт» (реж. Раду Михайляну)

В той же программе «Гала-премьеры» есть мегаевропейский фильм работающего во Франции румына Раду Михайляну «Концерт» (19 июня в 22.30, зал 1; 21 июня в 20.30, зал 7), который не пойму, смотреть или нет. Звезд — навалом. Из французских — Мелани Лоран (отважная французская подпольщица из «Бесславных ублюдков») и сама Миу-Миу. Из наших — Гуськов, Назаров, Баринов, Каменкова. Сюжет забавен: персонаж Гуськова, уборщик в Большом театре, а в прошлом руководитель камерного оркестра, разогнанного за диссиденство, находит факс, в котором некий русский оркестр зовут на гастроли в Париж. И начинает заново создавать его из бывших музыкантов, кто-то из которых теперь — таксист, кто-то — торгаш и т. д.  Но хорош ли при этом «Концерт» как фильм — черт его знает.

«Лицо» (реж Цай Минлян)

«Лицо» (реж Цай Минлян)

«Лицо» почти незнакомого у нас супермэтра Каннского и Берлинского фестивалей Цай Минляна (программа «Азиатский экстрим», 24 июня в 23.00, зал 8) — уникальное по своей неповторимости зрелище. Непонятно здесь всё. Но красиво всё еще сильнее, так что испытывашь истинный экстаз неофита. При этом фильм снят во Франции, так что играют в нем суперзвезды всех поколений действующего французского кино от Жанны Моро и Жана-Пьера Лео до Матье Амальрика и Летиции Каста, которая во всех своих сценах еще и голая.

«Поэзия» (реж. Ли Чандон)

«Поэзия» (реж. Ли Чандон)

«Поэзия» одного из самых знаменитых корейцев Ли Чандона («Азиатский экстрим», 18 июня в 23.00, зал 7) — едва ли не лучший фильм последнего Каннского фестиваля, при этом получивший там всего лишь приз за лучший сценарий. Дело здесь не в сюжете (увлекшаяся поэзией старушка вдруг сталкивается с черной стороной жизни, узнав, что ее внук, возможно, насильник), а в актуальных для всех взаимоотношениях с собственным мироощущением.

«Допрос» (реж. Йорн Доннер)

«Допрос» (реж. Йорн Доннер)

«Допрос» финна Йорна Доннера (программа «Русский след», посвященная русской теме в недавнем мировом кино; 20 июня в 18.15, зал 7 и 24 июня в 16.00, зал 8) интересен для меня даже не тем, что это фильм о финке, которая в военном 1942-м пересекает границу СССР с Финляндией… и вскоре на родине ее обвиняют в шпионаже в пользу Сталина. А тем, что фильм сделал один из классиков европейского кино Йорн Доннер, которому сейчас 76 и который (вот главная причина для просмотра) был продюсером последнего (едва ли не величайшего) фильма Ингмара Бергмана — «Фанни и Александр».

«Ливан» (реж. Шмуэль Маоз)

«Ливан» (реж. Шмуэль Маоз)

«Ливан» израильтянина Шмуэля Маоза (программа «8½ фильмов», 22 июня в 19.45, зал 8 и 26 июня в 18.00, зал 2) — фильм-победитель последнего Венецианского фестиваля (одного из трех главных в мире наряду с Каннским и Берлинским). Фильм считают антиизраильским. Но бог с ней, с идеологией, — интересно уже то, что он почти целиком снят через видовое окошко израильского танка, ведущего войну в Ливане в 1982 году. Новаторство!

«О людях и богах» (реж. Ксавье Бовуа)

«О людях и богах» (реж. Ксавье Бовуа)

«О людях и богах» француза Ксавье Бовуа  (программа «8½ фильмов»; 20 июня в 23.00, зал 1)  — фильм, получивший Гран-при (второй по значению приз) последнего майского Канна. Это иной взгляд на проблему (отчасти заявленную в «Ливане») — «арабы» и «неарабы». Речь здесь о католической монашеской миссии, вырезанной в Алжире в 1990-е. Тайна этой резни до сих пор волнует Алжир и Францию, а следовательно, противодействующие мусульманский и христианский миры.

«Двое на волне» (реж. Эмманюэль Лоран)

«Двое на волне» (реж. Эмманюэль Лоран)

«Двое на волне» (программа «Новая волна» навсегда», 23 июня в 15.15, зал 9) — прелюбопытнейшее документальное исследование взаимной ревности двух разных по стилю и логике, но равновеликих по влиянию представителей французской «новой волны» конца 1950-1960-х: Годара и Трюффо. Фильм интересен еще и потому, что 22 июня в 17.30 в зале 8 можно увидеть последний фильм авангардиста Годара «Социализм», впервые продемонстрированный в этом мае на Каннском фестивале. Вот только Трюффо сейчас парировать нечем. Он умер 26 лет как.

«Дневник военнослужащей» (реж. Чан Кил Хён)

«Дневник военнослужащей» (реж. Чан Кил Хён)

В программе любого кинофестиваля должен обнаружиться фильм-фрик. Старательно отобранный. На который идешь ради прикола. Я бы пошел на фильм из КНДР режиссера Чан Кил Хена «Дневник военнослужащей» (программа «Вокруг света», 22 июня в 17.15, зал 9). Да, только ленивый не издевался над КНДР. Но одно содержание фильма, согласитесь, тут же заставляет мчаться в кассу: «Хён Сун мечтает о карьере офицера, и поэтому после окончания школы вступает в ряды Народной Армии. Вопреки надеждам Хён Сун не остается служить в столице, а попадает по распределению на далекую военную базу. Поначалу ей кажется, что она совершила большую ошибку — Хён Сун начинает халатно относиться к службе и однажды даже самовольно покидает пост во время дежурства. Ее отношение к службе меняется, когда она узнает, что именно на этом боевом посту, защищая Родину во время Освободительной войны, погиб ее дед».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+