1. Кино. «Шерлок Холмс»
Великобритания — Австралия — США, 128 минут, триллер, режиссер Гай Ричи, в ролях: Роберт Дауни-мл., Джуд Лоу, Рейчел Макадамс
c 31 декабря
Один из самых необычных фильмов даже не года, а нескольких последних лет. Если полагаете, будто «Шерлок Холмс», сделанный Гаем Ричи, — это традиционная экранизация сочинений Артура Конан Дойля, то сильно ошибаетесь. Да, среди персонажей фильма есть известные поклонникам книжного «Холмса» и телефильмов Игоря Масленникова (с Ливановым и Соломиным) инспектор Лестрейд, квартирная хозяйка миссис Хадсон, злодей профессор Мориарти (он пока за кадром, но ясно, что будет играть большую роль в продолжении) и даже Ирен Адлер — единственная женщина, в которую закоренелый холостяк Холмс однажды влюбился, поскольку она обвела его вокруг пальца. Но все они и тем более Холмс с Ватсоном (постоянная остроумная перепалка которых заслуживает отдельного одобрения) тут никак не канонические. Холмс дерется под вопли толпы на подпольном боксерском ринге. Смело прыгает в Темзу из окна четвертого этажа. Получает по морде от Ватсона за то, что умышленно подставил того перед невестой. И вообще спасает мир в духе Бонда и прочих крепких орешков. Потому что фильм снят не по сочинениям Конан Дойля, а по комиксам, которые изобрел некто Лайонел Вигрем — один из продюсеров двух последних фильмов про Гарри Поттера. При всем том Ричи умудрился сделать очень культурное, уважительное к историческим деталям, истинно английское кино.
Юрий Гладильщиков
2. Кино. «Мои звезды прекрасны»
Франция, 88 минут, комедия, режиссер Летиция Коломбани, в ролях: Катрин Денев, Эммануэль Беар, Кад Мерад
с 31 декабря
Режиссер Летиция Коломбани — мастер фильмов-обманок. Она сделала триллер «Любит — не любит» с Одри Тоту, который оказался фильмом-парой к «Амели». Он до половины выглядел как «Амели» №2, обыгрывая зрительскую веру в позитивный имидж Одри Тоту. Но затем резко сокрушал все надежды: якобы-Амели оказывалась маньячкой, которая придумала себе роман с мужчиной, вообще ее не знавшим, и начала изничтожать его семью. «Мои звезды прекрасны» тоже обманка. Катрин Денев и Эммануэль Беар изображают почти самих себя — кинодив, которых во время очередных съемок допекает назойливый поклонник. По всем киноканонам должно оказаться, что этот поклонник — законченный псих (во всех фильмах про звезд не бывает людей хуже, чем поклонники и папарацци). Но в итоге именно звезды, объединившись для жестокой мести, доведут фаната до катастрофы и… дальнейшее не разглашаем. Забавный альтернативный взгляд на проблему «таланты и поклоники».
Юрий Гладильщиков
3. Кино. «Черная молния»
США — Россия, 110 минут, режиссеры Александр Войтинский и Дмитрий Киселев, кинокомикс, в ролях: Григорий Добрыгин, Иван Жидков, Екатерина Вилкова, Сергей Гармаш, Виктор Вержбицкий, Валерий Золотухин, Михаил Ефремов
с 31 декабря
Тимур Бекмамбетов пытается стать успешным голливудским бизнесменом. Он спродюсировал вместе с Тимом Бёртоном мультфильм «9», а теперь для студии Universal и ее подразделения Focus Features — фильм с российскими актерами, российской съемочной группой и на русском языке, который считается главным участником новогодней битвы за зрителя наряду с «Шерлоком Холмсом». Дело происходит в Москве. Но могло бы происходить в бэтменовском Готем-сити, потому что это картина о народном супермене. Она и раскручивается в рекламах как первая российская (хотя она американская) лента о русском супергерое. У Бэтмена есть навороченный бэтмобиль. У нашего супермена — простого студента, которого молва нарекает «черной молнией», есть черная «Волга ГАЗ-21», зато с таким топливом ( разработанным в секретных советских лабораториях), что способна летать. Это позволяет герою догонять на улицах преступников, спасать детей от пожара и — главное качество супергероя — успешно противостоять суперзлодею. На штатной ставке суперзлодея у нас теперь Виктор Вержбицкий. Поскольку дело в супергерое, фильм нагружен цитатами не только из «Бэтменов», но и из «Суперменов» плюс «Человеков-пауков». На показе фильма для прессы зал отмечал их дружным смехом. Такой же смех вызывали появления на экране (в прямоугольничке телевизора) популярных дикторов, которые под логотипами своих каналов рассказывают о подвигах «черной молнии». Что обиднее для фильма: дружный хохот зала вызывает и навязчивый до наивности product placement.
Юрий Гладильщиков
4. Концерт. We Are Enfant Terrible
31 декабря, клуб «Китайский летчик Джао Да»
В уходящем году группа We Are Enfant Terrible успела побывать у нас в городе аж дважды. Для такой незначительной, но милой группы подобный результат — исключение из правил. Первый раз это трио из города Лилль выступало на 10-летии журнала «Афиша» в офисе редакции. Второй раз они играли на Книжном фестивале у Артемия Троицкого во дворе ЦДХ. Угловатая вокалистка Клотильда Пи на сцене себя ведет по всем правилам, завещанным Яном Кертисом: ломается, выставляет в зрительный зал локти, двигается с болезненной резкостью. Гитара, пропущенная через эффектор, заливается в рифах. Синтезатор, как пулемет, выдает аккорды. В общем, быстро, весело, угарно, но без пошлости.
Филипп Миронов
5. Новогодняя вечеринка «Дружба народов»
31 декабря, Simachev Shop & Bar
2008-й в «Симачеве» провожали в цыганском стиле — шубы, кожаные панталоны, платки, красные рубахи. 2010-й встречают в национальных костюмах союзных республик. Участникам карнавала предлагается вообразить себе, как могли бы выглядеть представители самоопределившихся республик в 1991 году. Поэтому казацкие папахи можно смело мешать с варенкой, а в шаровары заправлять майки с изображением Горбачева. Такие вам в баре продадут за 1991 рубль — и в эту сумму входят любые напитки на всю новогоднюю ночь. Что касается музыкальной программы, то в Simachev Shop & Bar решили обойтись резидентами. Учитывая, насколько пьяной и веселой вечеринкой обещает здесь стать новогодняя ночь, совершенно без разницы, что звучит: модные диско-ремиксы или «Земля в иллюминаторе» Юрия Антонова.
Филипп Миронов
6. «Другой Новый год с Теодором Курентзисом»
31 декабря, ТКЗ «Дворец на Яузе»
Даже если вы не знаток классической музыки и не в состоянии составить об этом дирижере собственное представление (хотя он и очень хороший дирижер), вам вполне достаточно будет узнать, что это просто весьма неглупый человек. А неглупые люди среди хороших дирижеров — бриллиантовая редкость. Судите сами. Концерт, намеченный на 31 декабря, он составил из трех очень, очень коротких отделений с шампанским в антрактах. А в сами отделения (программа до последнего держится в секрете) пригласил выступить своих друзей. Теодор Курентзис более принадлежит современному российскому театру, чем лишенной примет времени плюшевой скуке традиционного филармонического музицирования (хотя и как академический музыкант вполне безупречен). Поэтому и друзья у него соответствующие: режиссер Дмитрий Черняков, актриса Алла Демидова, мультиинструменталист Петр Айду, перкуссионист, пианист, дирижер и автор музыки к двум десяткам фильмов Андрей Дойников и множество других интересных людей, многие из которых — музыканты Московского камерного оркестра Musica viva.
Юлия Яковлева
7. Концерт. Who Made Who
1 января, клуб The Most
«Push me. And then just touch me. Till I can get my satisfaction», — с рок-н-рольной перепевки электродолбежки Бенни Бенасси Satisfaction началась широкая слава датского трио Who Made Who. По их первому треку можно было бы подумать, что мы имеем дело с очередным ансамблем, в комическом духе переигрывающим заевшие хиты. Однако нет. Датчане сочиняют ладную рок-музыку, которая местами разгоняется до плясовых 125 ударов в минуту. Поют приятными мужскими голосами, гитарами излагают вполне себе цепкие мелодии. Так что за визитную карточку их римейк Satisfaction брать не стоит.
Филипп Миронов
8. Концерт. Петр Налич
7 января, клуб «Б2»
После новогодних праздников Москва просыпается очень вяло: первые большие концерты пойдут во второй половине января, в клубах царит полный штиль до конца месяца. Большинство тех, кто остался в городе, предпочитает коротать отпуск дома или шляться по гостям. Над столицей нависает невидимый клетчатый плед. В эту обстановку неплохо вписывается концерт Налича на Рождество. За год артист превратился в бравого генерала корпоративных праздников, встав в один ряд с группой «Рондо» и Сергеем Шнуровым. Теперь его зовут всегда, если полагают, что Шнуров с его группой «Рубль» — это слишком грубо, «Машина времени» — скучно, а Gogol Bordello — дорого. «Музыкальный коллектив Петра Налича» обеспечивает сбалансированную дозу веселья и культурных референций, грамотно миксуя русские романсы с «цыганочкой». Надо думать, что к 7 января господин Налич прибудет в лучшем виде — откормленный гонорарами за корпоративы и соскучившийся по публике, которая концерт воспринимает в качестве самостоятельного развлечения, а не дополнения к салату оливье.
Филипп Миронов
9. Театр. «Волки и овцы»
31 декабря, 3 января, театр под руководством Олега Табакова
В Москве есть место, где Островского играют по писаному, — Малый театр. Там с равным кропотливым вниманием возделывают и старинный замоскворецкий диалект, и бородатые моды времен индустриального капитализма. Так что в любом другом месте, которое не Малый театр, режиссеры просто обязаны с этой трактовкой спорить. Режиссер Константин Богомолов не исключение: он согнал с пьесы Островского старокупеческий быт, бороды, говор, платья с кринолином и ступил на территорию, где границы размечены Кириллом Серебренниковым с его нашумевшей постановкой «Леса» Островского: Москва и москвичи, да, но больше смахивает на нацистскую Германию, одетую по моде российских 2000-х. Немецкие песенки, немецкое мещанство «овец» и немецкая пунктуальность «волков». Намек режиссера, будто Москва сегодня — это как Берлин 1930-х, впрочем, не столько смел, сколько наивен и страдает неточностью. Но пойти на этот спектакль стоит хотя бы ради актрисы Розы Хайруллиной в роли ядовитой ханжи и шантажистки Мурзавецкой.
Юлия Яковлева
10. Театр. «Триптих»
28 декабря, Мастерская Петра Фоменко
Спектакль, которым театр открыл свое новое приобретение — Малую сцену, репетировали два года. Срок не то чтобы уникально долгий. В авторских театрах типа Мастерской Фоменко, случается, спектакли вызревают и дольше — это театры с давно сложившейся репутацией, им никому ничего не надо доказывать, а потому никто никуда и не торопится. Благо актерский ансамбль в таких театрах тоже давно слажен, как хороший оркестр. Но в случае с «Триптихом» дело изрядно запнулось о тексты Пушкина — композицию спектакля на основе «Маленьких трагедий» словно нащупывали методом проб и ошибок. Так что в итоге к пушкинским трагедиям «Каменному гостю» и «Сценам из Фауста» добавилась поэма «Граф Нулин», а также фрагменты «Фауста» Гете и «Два часа в резервуаре» вовсе Иосифа Бродского. Но главное, получился бенефис замечательной фоменковской примы Галины Тюниной. Она здесь в трех лицах: и Донна Анна, и Наталья Павловна, и Гретхен.
Юлия Яковлева
11. Театр. «Дзинрикися»
2, 3 января, «Современник»
Бог весть почему японским словом, означающим индийского рикшу, автор пьесы Александр Галин назвал свою чисто московскую историю. С «Современником» он сотрудничает давно, многократно проверен кассой и пользуется доверием публики. Его истории драматичны в меру (чтобы не спугнуть зрителей, пришедших в театр отдохнуть) и забавны ровно настолько же (чтобы зрители не заподозрили солидное учреждение культуры в легковесности). Но как к ним ни относись, они о дне сегодняшнем, а эта ниша в театре до сих пор пустовата, несмотря на все усилия «новой драмы». Проникнувшись доверием, «Современник» даже отдал последние пьесы Галина в его собственное режиссерское прочтение. История двух велорикш, катающих горожан вдоль Чистых прудов, ровно из этой серии. Как говорится, глубоко не вспашет, но и борозды не испортит.
Юлия Яковлева
12. Театр. «Портрет»
28 декабря, театр им. Маяковского
Естественная приманка всего этого проекта — имя режиссера: Нина Чусова изрядно прогремела несколько лет назад, с ней носились критики, которым она обещала многое. Но обещаний своих так и не выполнила, постепенно уйдя в тень куда более плодовитых коллег. «Портрет» по повести Гоголя был объявлен как долгожданное возвращение. К тому же оснащенное мультипликацией, экранами и прочими приметами «современного театра». А также полуманифестом самой Чусовой об учреждении собственного театра, которым она будет бороться с чернухой на подмостках. Слова эти, впрочем, явно метили в тех самых плодовитых коллег, не стесняющихся острых конфликтов и сцен. «Портрет» получился впрямь без всякой остроты и даже мысли. Это скорее тур КВН по канве гоголевской повести. Впрочем, неплохой выбор на вечер, когда хочется пойти в театр, но не хочется включать мозг: в похмельные новогодние каникулы такой случай несомненно представится.
Юлия Яковлева
13. Выставка. «Константин Коровин — художник Большого театра»
29 декабря — 17 января, Новый манеж
Пока коллеги создавали нравоучительные сцены, оттачивая реалистичную манеру письма, добряк и бородач Константин Коровин (1861—1939) прославлял цветовое пятно. Он, должно быть, казался чудаком, неумело взявшимся не за свое дело. Кто же так мажет — небрежно, грубо, экспрессивно? Его работы заинтересовали лишь Савву Мамонтова — он пригласил художника в свой круг и поручил оформление домашних спектаклей. Потом Коровин стал декоратором Большого театра: на его счету «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского. Импрессионистические задники, странные костюмы, нарочито асимметричная сцена — Коровин хотел не только сопроводить действие, но и передать динамику музыки. Артисты не любили его костюмы, рабочие портили декорации, восхищались талантом художника только заезжие иностранцы и западные зрители (декорации выезжали с «Дягилевскими сезонами»). Слава богу, дирекции Большого театра этого было достаточно, чтобы хранить эскизы Коровина как нечто очень важное. Теперь на них можно посмотреть в «Новом манеже» на выставке «Константин Коровин — художник Большого театра».
Александра Рудык
14. «Китайская цирковая феерия»
2—8 января, Манеж
Для похода с ребенком это идеальный выбор: сидеть с открытым ртом вы будете оба. В Китае проживает многим более десяти тысяч цирковых
артистов. Цирк занимает в Китае примерно то же положение, что в России классический балет, но в отличие от нашего балета плохим не бывает. Так что идею Московского балетного фонда Мариса Лиепы (обычно поставляющего плохую русскую хореографию) привезти в Москву много китайского цирка следует признать лучшим проектом фонда за всю его историю. Китайский цирк не силен в клоунаде и дрессировке, но это и к лучшему. Его специальность — акробатика. Причем в фанатичном китайском прочтении. Отточенные движения и позы, трюки и полеты опровергают физиологию и анатомию человеческого тела. Китайский цирк ведет родословную еще с древних императорских времен и уже тогда заслужил репутацию дела настолько увлекательного, что, когда горожане уходили смотреть цирк, это считалось наиудобнейшим моментом напасть на город: все заняты. Эффект этот не утрачен и в наши дни. Посасывание в желудке, мурашки и шевелящиеся на затылке волосы вам гарантированы.
Юлия Яковлева