1. Театр. «Цилиндр»
26, 27 декабря, Театр Олега Табакова
Молодой режиссер Олеся Невмержицкая ставит у Табакова всего второй свой спектакль (отвечая табаковской программе «дорогу молодым»). Но опасаться в данном случае не стоит. Пьесу «Цилиндр» написал итальянец Эдуардо де Филиппо, а все, что подписано им, стоит на сцене само, как его ни ставь. Его забавные эксцентричные комедии о неунывающих предприимчивых неаполитанцах, комедии, где даже прожженные авантюристы — люди хорошие, были бешено популярны в 1960-е, но и сейчас остаются в ротации. Актеры их просто обожают, отрываются вовсю, и это удовольствие гарантированно передается зрителям. «Цилиндр» — история красавицы жены, которая притворяется проституткой, заманивает клиентов, берет деньги, а затем пугает до полусмерти покойником, которым прикидывается ее муж, глава этого маленького семейного предприятия, пока однажды пожилой клиент... А впрочем, пересказывать остроумные сюжеты Филиппо с их каскадом невероятных ситуаций и остроумных поворотов — дело неблагодарное. В данном случае достаточно сказать, что в роли пожилого пройдохи заявлен Авангард Леонтьев. Но с ним или без, «Цилиндр» — отличный театральный выбор под легкое настроение.
Юлия Яковлева
2. Кино. «Принцесса и Лягушка»
Мультфильм, режиссеры Рон Клементс, Джон Маскер, США, 2009, 90 мин.
с 26 декабря
Компания Disney после перерыва возвращается к технике рисованной анимации, которая когда-то прославила ее основателя. Действие мультфильма «Принцесса и лягушка» происходит в Новом Орлеане 1920-х годов, точнее, в фантазии на тему прежнего Нового Орлеана, все следы которого окончательно исчезли после урагана «Катрина». Главная героиня — негритянская девушка, мечтающая открыть свой ресторан. Главный герой — европейский принц, мечтающий выгодно жениться. За любовь к зеленым купюрам оба превратятся в зеленых лягушек, а потом с помощью жрицы культа вуду, музыкально одаренного аллигатора и мечтательного святлячка найдут свою любовь в объятиях друг друга. В результате произойдет важнейшее событие: появится первая в истории диснеевская принцесса с темной кожей. Это на год позже черного президента США — приоритеты расставлены довольно ясно.
Петр Фаворов, «Афиша»
3. Кино. «Информаторы»
США — Германия, 98 минут, трагикомедия, режиссер Грегор Джордан, в ролях: Билли Боб Торнтон, Ким Бэсингер, Микки Рурк, Вайнона Райдер, Бред Ренфро, Крис Айзек
с 24 декабря
Брет Истон Эллис прославился как, пожалуй, самый рассерженный из современных американских писателей. «Информаторы» — пятая по счету экранизация его произведений и первая, в создании которой он участвовал лично как один из сценаристов и продюсеров. Фирменный жанр Эллиса (читайте «Американского психопата» или «Гламораму») — кошмарная сатира на жизнь высшего класса, переполненная извращенным сексом и абсурдным насилием, которые, возможно, существуют лишь в воображении персонажей. В «Информаторах» особых извращений нет, но секса достаточно, что заставило наших прокатчиков выпустить фильм ограниченным тиражом и с субтитрами. Еще — несмотря на массу смешного — в фильме много печали, потому что он демонстрирует закат эпохи, одновременно эффектной и «жирной». Действие происходит в Лос-Анджелесе 1983-го, где представители богатой богемы — и «отцы», и «дети» — все еще уверены, что будут жить вечно и исключительно в удовольствие. Все только и делают, что отдыхают: гуляют на вечеринках, балуются наркотиками и вперемешку, не предохраняясь, спят друг с другом. Конец эпохи наступает не потому, что подкрадывается СПИД, хотя это в фильме тоже важно. А потому, что радости от жизни никто почему-то уже не ощущает. В какой-то момент начинает казаться, что персонажи сейчас возьмут — и просто поубивают друг друга.
Юрий Гладильщиков
4. Балет. «Эсмеральда»
27 декабря, Большой театр
Балет на сюжет «Собора Парижской богоматери» Гюго, безмерно популярный в Европе XIX века, потом — нигде, кроме Советского Союза, а потом и вовсе забытый повсеместно, вдруг вернулся в ротацию. Почему, понятно. Публика больше всего любит классические балеты, а они, как назло, все уже поставлены в XIX веке и новых нет. «Эсмеральда» — идеальная альтернатива поднадоевшим и поистрепавшимся «Лебединым озерам»: с ясно изложенной драмой и красивейшими танцами на пуантах. Только что советскую версию спектакля возобновил Театр имени Станиславского. А тут уже и Большой — с реконструкцией версии XIX века. Впрочем, правильнее назвать ее научно обоснованной фантазией. Хореограф-реконструктор Юрий Бурлака не повторяет подлинник XIX века, а предполагает, как оно могло быть. Человек он знающий и со вкусом к старине, так что будет очень похоже на правду. С морем шелка и бархата, пышно-тяжелыми костюмами и московским кордебалетом, который будет старательно подражать манерам императорского.
Юлия Яковлева
5. Выставка. «Сидеть»
до 25 января
галерея «Проун»
Застенчиво выставленная вперед правая нога, слегка заломанные локти и изящно выгнутая спина — характеристики не девушки, как это может показаться на первый взгляд, а стула. Галеристка Марина Лошак совместно с антикварным салоном «Русская усадьба» устроили выставку «Сидеть»: несколько десятков разноцветных стульев из личной коллекции Лошак и из коллекции «Усадьбы», пространный текст на стене о происхождении стула (автор Ольга Стругова) и странный звукоряд с повторяющимся шипяще-приказным «сидеть» на разные голоса. Тут есть синий стул с барочными подлокотниками, изящный бидермайер с золотой подкладкой, столовые гарнитуры со стилизованными капителями на спинке — все XIX века и отнюдь не благородного происхождения. То есть на выставке есть пара «музейных» экземпляров, но в основном — крестьянская резьба: попытка простого человека облагородить дом, чтобы было как у барина.
Александра Рудык
6. Выставка. «День открытых дверей»
до 14 марта
ММСИ, Петровка, 25
В Москве появился первый настоящий музей современного искусства. Переворот совершил сам ММСИ, внутри себя, в честь собственного десятилетия и благодаря архитектору и куратору Юрию Аввакумову. В три этажа экспозиции включены заслуженные нонконформисты (Комар и Меламид), прославленные концептуалисты (Пригов, Алексеев, Пепперштейн), видеоартисты (Монастырский, Олимпиев, Каждан), классики современного искусства (Кулик, Виноградов, Дубоссарский) и совсем молодые актуальные художники (Корина, Желудь, Антуфьев). Коридоры ампирного особняка на Петровке выкрашены в разные цвета, уставлены зачехленными стульями; гигантские старинные двери сняты с петель и приставлены к залам, при входе в круглый вестибюль по фризу бежит цитата из Пригова: «Граждане! Входя в дом свой, мы быстро осматриваемся, словно отыскивая кого-то, кто выйдет из угла и доложит: все хорошо!» Получилось и правда очень «хорошо» и цельно, только красивейший особняк напоминает теперь гигантскую коммуналку с множеством комнат, уставленных личными вещами очень разных и странных владельцев, что, впрочем, скорее отражает суть российского искусства, нежели работу куратора Аввакумова.
Александра Рудык
7. Sunday Up Market
26, 27 декабря, завод «Арма», стр.17
Год назад это было cкромное предприятие. На выходные несколько московских дизайнеров арендовали квартиру у метро «Тургеневская» и через интернет пригласили друзей посмотреть и купить. Сейчас это будет большой Рождественский рынок, открытый всю неделю. Помимо стендов дизайнеров со всей России и незатейливого самострока в рамках базара пройдут лекции и мастер-классы представителей брендов-гигантов. Алена Евсеева ответит за маркетинговую политику компании Nike, а Вика Коржавых поведает о том, как марка TopShop сотрудничает с молодыми дизайнерами, и о том, что такое капсульные коллекции. Ближе к выходным торговые сессии будут заканчиваться масштабными вечеринками, а в ночь с субботы на воскресенье на Sunday Up торгуют до утра. Пример такого сногсшибательного успеха — неплохой повод задуматься городским властям и крупным инвесторам: какое-то важное звено в цепочке московского ритейл-бизнеса оказалось упущенным.
Филипп Миронов