1. Концерт. Дэвид Гетта
19 декабря, клуб «Гауди»
46-летний Гетта — статный мужик французско-еврейских кровей — 10 лет назад начал организовывать вечеринки на Ибице. В 2001-м записал истошный хаус-гимн Just a Little More Love вместе с вокалистом Крисом Уиллисом и с тех пор каждый год исправно поставляет на курортные дискотеки по танцевальной бомбе. И вот потихоньку Гетта переквалифицировался из диджея в артисты — так выгоднее: продажи компакт-дисков продолжают падать, зато гонорары на выступления потихоньку растут. Гетта, вовремя почувствовав конъюнктуру, перекинулся от винила к продюсированию поп-песен с привлечением приглашенных вокалистов. На гастролях он крутит винил с этими хитами, разбавляя их безголосым хаусом. Это на руку и промоутерам, и диджеям: авторство хитов остается за диджеем, а расходы на гастроли одного человека значительно ниже, чем на целую группу.
Филипп Миронов
2. Опера. «Хованщина»
19 декабря, Мариинский театр, Петербург
Если вы давно задумывали провести эталонный вечер в опере (каждое слово — с большой буквы), но не имели повода, то вот он. Тем более что на Западе обычное дело — ехать за хорошей оперой в другой город. А у нас этот «другой город» обычно всего лишь Петербург. На один-единственный вечер в Мариинку вернутся международные мегазвезды, выпорхнувшие из гнезда еще в 1990-е: Ольга Бородина и Владимир Галузин споют вместе в «Хованщине» Мусоргского. Сам по себе спектакль не нов и рассчитан на любителя: это честная, слегка тяжеловесная Опера Оперовна образца 1960 года, когда модно было все делать всерьез. Мизансцены были достойны фильмов Эйзенштейна, а избы рубили чуть ли не в натуральную величину из натуральных материалов. Поезжайте — и увидите, как Бородина с Галузиным превратят все это в жаркий факт искусства XXI века.
Юлия Яковлева
3. Кино. «Аватар»
США, 150 минут, фантастический триллер. Режиссер Джеймс Кэмерон, в ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Джованни Рибизис
c 17 декабря
Ни один фильм конца года не вызывает такого ажиотажа, как этот. Понятно, ведь это первый фильм легендарного Джеймса Кэмерона за последние 12 лет, а предыдущим был «Титаник». Сюжет может показаться детским, тем более что часть главных персонажей нарисована на компьютере. Но детский он только на первый взгляд. В XXII веке земляне пытаются оккупировать планету Пандора, в определенных районах которой можно добывать сверхдорогостоящий минерал. Проблема в том, что именно в этих районах обитает местная раса трехметровых голубокожих гигантов (именно они нарисованы на компьютере), вовсе не намеренная покидать свои территории. Этих гигантов люди считают существами низшего сорта — очевидны параллели как с завоеванием европейцами Америки и истреблением индейцев, так и с американской войной во Вьетнаме. Поскольку воздух Пандоры для людей непригоден, для борьбы с дикарями ученые создают аватаров — биологические копии дикарей, в которых внедрено сознание конкретных людей. Своими аватарами люди могут управлять на расстоянии. В итоге начинается такая война, с такими спецэффектами, да еще на фоне таких невиданных пейзажей Пандоры и с участием местных неведомых зверушек, что после просмотра фильма, особенно в формате 3D (а у него есть и трехмерная версия), долго кружится голова.
Юрий Гладильщиков
4. Выставка. Константин Звездочетов. «Не выдержал»
C 18 декабря по 15 января, ММСИ, Ермолаевский пер., 17
Хороший художник — смешной художник. Классик, можно даже сказать гений жанра «смешного», Константин Звездочетов серьезно преуспел в придумывании рисованной рекламы, задиристой агитации и прямолинейных слоганов еще в те времена, когда самой рекламы и не существовало вовсе. У Звездочетова в ММСИ теперь «как бы» ретроспектива — как бы, потому что старые работы занимают лишь один последний этаж музея, а остальные три Звездочетов, «не выдержав», заполнил новыми работами, но все о том же: о детской тяге русского народа ко всему разноцветному и прекрасному.
Александра Рудык
5. Выставка. Дэмиан Херст. «Мертвые»
17 декабря — 15 января, галерея «Триумф»
Дэмиан Херст, несмотря на принадлежность к группе «Молодые британские художники», давно не молод и чертовски известен. Его скандальная популярность с каждым годом растет. То его акула в формальдегиде начинает вонять и тухнуть, собирая круглые столы искусствоведов и вызывая горячие споры о том, искусство это или нет. То на лондонской ярмарке современного искусства Frieze арт-специалисты публично говорят об отсутствии таланта у Херста. В Москве персональная выставка британца проходила лишь однажды, в галерее «Триумф», и то «для своих». Потому посмотреть на открытый показ самого дорогого современного художника в любом случае интересно. Новый проект «Мертвые» (тоже в «Триумфе») на этот раз для всех желающих. Традиционный для Херста мотив черепов отыгран в 30 работах в технике «двухцветная фольга, печать на бумаге». Как знать, может, отказ от инкрустации бриллиантами и прочих дорогущих техник лишь временное кризисное явление.
Александра Рудык
6. Театр. «Санта-Круз»
20 декабря, Центр Высоцкого
Режиссер Владимир Агеев — имя, которое надо помнить. Человек, который как никто в театре умеет работать с современной литературой. Если название на афише внушает сомнения, но подписано им, то смело идите — это безошибочно. А в этот раз Агеев еще и взял пьесу, которую не надо «преодолевать», «раскрывать» и искать посреди литературных экспериментов нормальную человеческую интонацию. «Санта-Круз» вещь лихая, смешная и насмешливая. Эльвира в поисках житейской прочности вышла замуж за Барона, который забыл свои мечты о море ради того, чтобы жить как все. Через семнадцать лет в жизнь Эльвиры возвращается морячок, который покинул ее ради моря, чтобы все трое теперь смешно и мучительно сомневались: тот ли выбор сделали семнадцать лет назад на острове Санта-Круз. Это ужасно веселый спектакль на мрачноватую в общем-то тему, что прошлого не вернуть, а счастье — это часть жизни, со всех сторон окруженная водой.
Юлия Яковлева
7. Театр. «Вишневый сад»
19 декабря, «Ленком»
Марк Захаров, которого трудно заподозрить в академизме, да и вообще в каком бы то ни было влечении к классике, поставил хрестоматийную пьесу Чехова. На нее, правда, категорически не рекомендуется вести школьников, у которых Чехов в программе: представление они получат весьма своеобразное. Классический текст щедро (и местами весьма остроумно) сдобрен отсебятиной. Из крошечной, почти проходной чеховской реплики Захаров умеет вырастить абсурдного монстра. Но нужно понимать театральную ситуацию: эта пьеса идет чуть ли не в каждом театре, ее заиграли до дыр, а театралы давно выучили текст наизусть. Так что репризы, которые вставил в Чехова от себя Марк Захаров, все равно что яркие заплаты, которые не обманут никого: в этом и есть фокус. Клоунский, непочтительный, отчаянно пародийный «Вишневый сад» Захарова — спектакль про то, что прошлое уходит и расставаться с ним надо смеясь. Учитывая, что прошлое, о котором в спектакле ненавязчиво идет речь, — это брежневский застой, томительные 1980-е с югославской дубленкой в качестве предела мечтаний, то ну их, в самом деле: туда им и дорога.
Юлия Яковлева