1. Выставка. Энди Уорхол. «Леди и джентльмены», часть 2
10 декабря — 21 января, галерея «К35»
Энди Уорхол — пожалуй, самый популярный западный художник в нашей стране. Бесконечные цветные портреты, знаменитые цветы, огромные шелкографии и небольшие рисуночки с 1993 года в Москве появляются постоянно. И вроде бы пора уже надоесть, но каждое новое музейно-галерейное заявление «Привозим Уорхола, которого в Москве еще не было» действует гипнотическим образом. Галерея «К35» так хорошо это усвоила, что запустила проект сразу из трех выставок неизвестного искусства Уорхола. Акцент во второй части сделан на работы музейного уровня — из частных коллекций и музеев. Ранние рисунки 1950-х вроде шутливых рецептов (Wild Raspberries, 1959), цветочков и ангелочков (In the Bottom of My Garden, 1956), портретов знаменитостей (A Gold Book, 1957) привезены в Москву в количестве 30 штук. Все в технике blotted line: карандашные эскизы, обведенные по контуру тушью и отпечатанные на листах впитывающей бумаги.
Александра Рудык
2. Кино. «Бубен, барабан»
Россия, 105 минут, драма. Режиссер Алексей Мизгирев, в ролях: Наталья Негода, Елена Лядова, Дмитрий Куличков
с 10 декабря
Самый премированный за рубежом российский фильм года. Главная пятерка кинофестивалей Канн — Торонто — Берлин — Венеция — Санденс оставила наши фильмы без наград. Но вот фестиваль в Локарно присудил «Бубну, барабану» два из пяти основных призов — спецприз жюри и приз за режиссуру. Режиссер Алексей Мизгирев пару лет назад дебютировал жестким психологическим фильмом «Кремень» про московских ментов и нового, побеждающего Москву провинциала. Теперь он снял картину про крах провинциальной интеллигенции, в которой библиотекарша продает украденные из хранилища книги, чтобы выжить. А потом становится рабой ненависти: жаждет отомстить сопернице, уведшей любовника. Этот фильм года наряду с альманахом «Короткое замыкание» вызвал негодование в Думе благодаря речи депутата Станислава Говорухина. Вероятно, потому, что кино это никак не для развлечения. Оцените возвращение после почти 20-летнего отсутствия Натальи Негоды — первого секс-символа советского кино, члена жюри Каннского фестиваля 1991 года (о чем мало кто знает), исполнительницы главных ролей в фильмах «Маленькая Вера», «В городе Сочи темные ночи» и «Назад в СССР» (где ее партнером был бедолага Роман Полянский).
Юрий Гладильщиков
3. Кино. «Безумный спецназ»
США-Великобритания, 94 минуты, политическая комедия. Режиссер Грант Хеслов, в ролях: Джордж Клуни, Эван Макгрегор, Кевин Спейси, Джефф Бриджес
с 10 декабря
sas_formatid=5199; // Format : 300X250 300x250
sas_target=''; // Targeting
SmartAdServer(sas_pageid,sas_formatid,sas_target);
// ]]>
Американцы, в отличие от наших киношников, осмеливаются на фильмы в жанре политической комедии, переходящей в безудержную политическую сатиру. Стоит вспомнить хотя бы фильм Барри Левинсона «Хвост виляет собакой», разоблачавший основы политических и телевизионных манипуляций. Вот новая сатира: про американский спецназ экстрасенсов, который, как уверяют создатели фильма, и впрямь существует в американской армии — в частности, активно работает в Ираке. Джордж Клуни, который в последние годы отдает равное предпочтение актуальным политическим картинам («Сириана», «Майкл Клейтон») и эксцентрическим персонажам («Друзья Оушена», «Признания опасного человека», «После прочтения сжечь») нашел для себя роль прямо-таки идеальную, одновременно политическую и клоунскую, — экстрасенса из спецорганов, который способен силой взгляда разгонять облака и даже убивать козлов. Козлов — в широком смысле слова. Сам он при этом придурковат — как и прочие в этой смешной картине. Отметим, что декабрь — месяц предоскаровских кинопремий, дающий старт оскаровской гонке. По мнению западных критиков, «Безумный спезназ» будет претендовать на статуэтки.
Юрий Гладильщиков
4. Кино. «Кошечка»
Россия, 90 минут, комедия. Режиссер Григорий Констанинопольский, в ролях: Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Евгений Стычкин, Виктор Сухоруков, Павел Деревянко
с 10 декабря
Константинопольский — один из тех странных отечественных режиссеров, кто подает надежды уже лет десять, периодически снимая картины, которые становятся широко известны в узких кругах. Такой, например, стала в конце 1990-х его комедия «8 с половиной долларов», которой не повезло со зрителем только потому, что в то время у нас еще не было нормального проката и мало кто интересовался отечественным кино. Теперь Константинопольский снял историю про пятерых людей разных возрастов и профессий, которые пытаются понять, зачем живут, зачем страдают и зачем вообще все то, что с нами происходит. Среди персонажей — младенец, подросток, никому не нужный писатель, вроде бы удачливый бизнесмен и вышедшая в тираж балерина. Оригинальность и юмор в том, что всех изображают взрослые актеры-мужчины: младенца, например, играет Виктор Сухоруков, а балерину — Михаил Ефремов.
Юрий Гладильщиков
5. Концерт. The Herbaliser DJ-set
12 декабря, клуб Ikra
К заслугам Олли Тиибы, основателя британского проекта The Herbaliser, надо причислить мост, который он в конце 1990-х перекинул между неортодоксальным хип-хопом и джазом. Инструментальные вещи The Herbaliser звучат настолько «по-взрослому», что не вызовут раздражения у людей, которые не в состоянии воспринимать звуков, произведенных с помощью компьютеров. На самом деле в полноценной живой версии Herbaliser перевоплощается в фанковый ансамбль. С помощью машин выдаются только виниловые скретчи и басовый грув. Все остальные партии — саксофоны, флейты, ударные — исполняют всамделишные музыканты. Лайв-концерт оркестра Тиибы в Москве состоялся больше 10 лет назад — по какой-то счастливой случайности они доехали аккурат в день урагана 1998 года. С тех пор никто из промоутеров не идет на экономически рискованный шаг и не решается вывезти всю группу. Остается довольствоваться диджейским сетом их худрука. Но и в этом качестве Тииба выступает крайне зажигательно.
Филипп Миронов
6. Театр. «Мольер, или Кабала святош»
12 декабря, Малый театр
Малый театр всей стране известен как Дом Островского, где поколения актеров вырастают, стареют и сходят со сцены, всю жизнь совершенствуясь в мастерстве изображать говор замоскворецких купеческих жителей и носить костюмы XIX века. Этот театр специализируется на полном погружении в другую историческую реальность. Он редко пускает на сцену авторов, если их зовут не Александр Островский, потому что иначе можно нарушить состав воздуха и всё погибнет. И вот впервые в эту оранжерею войдет Михаил Булгаков. Для этого театра, можно сказать, автор остросовременный. Пьесу о французском драматурге Мольере и короле Людовике Булгаков писал с себя самого: автопортрет в мрачной тени Сталина. Это пьеса о художнике и власти. И то, что роль Мольера на премьере сыграет сам руководитель Малого театра Юрий Соломин, придает спектаклю свой нерв. Но костюмы и манеры, не сомневайтесь, будут как положено в Малом: исторически честные моды времен короля Людовика.
Юлия Яковлева
7. Театр. «Рыдания»
12, 13 декабря, театр «Практика»
Название не читайте: сантиментов и мелодрамы в этом спектакле нет. Хотя, безусловно, он относится к тем произведениям, которые буквально коленом наваливаются на ваши слезные железы. В нем всё очень лаконично, скупо. Один режиссер — Виктор Рыжаков, одна актриса — Светлана Иванова. И три очень разных героини, которых Иванова показывает, не прибегая к помощи грима и костюма. Сейчас она — 40-летняя безработная разведёнка, которая крадет в магазине пальто. Сейчас — девочка-подросток, которая не человек, пока не получит джинсы. А сейчас — старуха, разговаривающая с мертвым мужем, которую, оказывается, саму бог весть кто пришиб и за что. Если вы смотрели какой-нибудь спектакль Ивана Вырыпаева или какой-нибудь его фильм и вам понравилось, то вам сюда (Светлана Иванова, кстати, играла в его «Бытии №2»). Это современная во всех смыслах драма: ясная, умная, лаконичная и при этом существующая в таком накале эмоций, что в воздухе пахнет электричеством. А бабских истерик, несмотря на трех героинь, здесь, как уже говорилось, нет ни одной.
Юлия Яковлева
8. Театр. «Как кот гулял, где ему вздумается»
13 декабря, РАМТ
Идеальный вечер с ребенком лет пяти. Спектакль в РАМТе поставила девушка Сигрид Стрем Рейбо из Норвегии, страны, где в День конституции вместо военного парада проходит Парад детей — потому что их, а не армию хочется показать. Режиссуре Сигрид училась в мастерской Сергея Женовача, который знает, как обращаться с молодыми людьми. Юные актеры РАМТа вместе с юным режиссером по канве сказки Киплинга разыгрывают типичное задание первокурсников: изобразить без ничего лес, животных, птиц. Зал крошечный, сцена — на расстоянии вытянутой руки. Вокруг разбросаны подушки — это вместо театральных кресел. В какой-то момент дети в публике начинают дружно верещать от восторга и сами ползут на сцену: играть. И хотя в обычном театре чужому ребенку за такое хочется дать подзатыльник, здесь это волшебным образом превращается в самостоятельный спектакль, от которого всем хорошо.
Юлия Яковлева