1. Кино. «Безумный спецназ»
США-Великобритания, 94 минуты, политическая комедия. Режиссер Грант Хеслов, в ролях: Джордж Клуни, Эван Макгрегор, Кевин Спейси, Джефф Бриджес
с 10 декабря
Американцы, в отличие от наших киношников, осмеливаются снимать фильмы в жанре политической комедии, переходящей в безудержную политическую сатиру. Стоит вспомнить хотя бы фильм Барри Левинсона «Хвост виляет собакой», разоблачавший основы политических и телевизионных манипуляций. Вот новая сатира: про американский спецназ экстрасенсов, который (как уверяют создатели фильма) и впрямь существует в американской армии, в частности, активно работает в Ираке. Джордж Клуни, который в последние годы отдает равное предпочтение актуальным политическим картинам («Сириана», «Майкл Клейтон») и эксцентрическим персонажам («Друзья Оушена», «Признания опасного человека», «После прочтения сжечь») нашел для себя роль прямо-таки идеальную: одновременно политическую и клоунскую — экстрасенса из спецорганов, который способен силой взгляда разгонять облака и даже убивать козлов. Козлов — в широком смысле слова. Сам он при этом придурковат — как и прочие в этой смешной картине. Отметим, что декабрь — месяц «предоскаровских» кинопремий, дающий старт «оскаровской» гонке. По мнению западных критиков, «Безумный спезназ» будет претендовать на статуэтки.
Юрий Гладильщиков
2. Концерт. Уитни Хьюстон
9 декабря, СК «Олимпийский»
О госпоже Хьюстон вроде бы ничего дополнительно сообщать не надо. В России ее полюбили глубоко и надолго за фильм «Телохранитель», срывавший кассы видеопрокатов в начале 1990-х. За тяжелую женскую долю и терпение — Уитни побивал ее муж Бобби Браун. И наконец, за мощнейший соул-вокал, способный, как волна горящей лавы, выжечь все на своем пути. В Москву она приезжает в рамках своего тура I Look To You. «Уитни вернулась, вернулась на пике сил, и она лучше, чем прежняя Уитни», — так сейчас пишут про нее в Америке. Миссис Хьюстон вступила в ту пору, о которой в России говорят «ягодка опять». В отличие от Марайи Керри, она не стала напирать на новомодный жанр р-н-б, оставшись в рамках проникновенного соула. Даже ее танцевальный хит Million Dollar Bill с альбома I Look To You сделан в духе 1980-х. Аудитория Уитни выросла вместе с ней — в 2000-х она стала ролевой моделью для женщин, избавившихся от иллюзий, родивших пару детей, но сохранивших молодецкий задор.
Филипп Миронов
3. Концерт. «Аквариум»
10 декабря, МХАТ им. Горького
От Бориса Борисовича по-прежнему исходит сияние, он по-прежнему записывает альбомы и дает концерты. Правда, из актуального музыкального процесса — как отечественного, так и мирового — он давно выпал. Если проецировать статус Гребенщикова на разнорядку телевизионных каналов, то теперь его скорее увидишь на «Культуре», чем на MTV или «Муз-ТВ». Гребенщиков — столп, и точка. Единственная интрига, связанная с его традиционным декабрьским концертом во МХАТе, заключается в том, что предыдущее большое выступление «Аквариума»» было отменено. 30 октября группа не вышла на сцену питерского КЗ «Октябрьский». Пресс-агенты распространили информацию о том, что вся группа заболела свиным гриппом. Но есть большая вероятность, что Борису Борисовичу просто не захотелось. В принципе оправдываться ему было не нужно — и вот преданная армия поклонников, которой не досталось Гребенщикова в Петербурге, едет в Москву.
Филипп Миронов
4. Концерт. Натали Имбрулья
11 декабря, Б1
Принято говорить, что маленькая собачка — всегда щенок. Почему-то особенно хорошо это правило работает на примере австралийских певиц. Кайли Миноуг и Натали Имбрулья уже много лет защищают честь континента в музыкальных чартах, и обе без труда поместятся в коробку от двухкамерного холодильника. Сравнивать двух артисток можно только по параметрам роста и веса, в остальном они не похожи. Обе снимались в австралийском сериале «Соседи», только сейчас Миноуг чаще является перед нами в нижнем белье, а Имбрулья так прикипела к образу добродушной девчушки в джинсах, эдакой girl next door, что и в музыке исполняет роль простушки. На последнем альбоме Come To Life в качестве ее соседа обнаружился Крис Мартин — две песни спродюсированы при участии лидера Coldplay. Звук на пластинке — напористый и электронный. Впрочем, судя по видеороликам с ее лондонских концертов, живьем песни звучат как бодрый проникновенный рок.
Филипп Миронов
5. Выставка. Энди Уорхол. «Леди и джентльмены», часть 2
10 декабря — 21 января, галерея К35
Энди Уорхол — пожалуй, самый популярный западный художник в нашей стране. Бесконечные цветные портреты, знаменитые цветы, огромные шелкографии и небольшие рисуночки с 1993 года появляются в Москве постоянно. И вроде бы пора уже надоесть, но каждое новое музейно-галерейное заявление «Привозим Уорхола, которого в Москве еще не было» действует гипнотическим образом. Галерея К35 так хорошо это усвоила, что запустила проект сразу из трех выставок неизвестного Уорхола. Акцент во второй части сделан на работы музейного уровня — из частных коллекций и музеев. Ранние рисунки 1950-х вроде шутливых рецептов (Wild Raspberries, 1959), цветочков и ангелочков (In the Bottom of My Garden, 1956), портретов знаменитостей (A Gold Book, 1957) привезены в Москву в количестве 30 штук. Все в технике blotted line: карандашные эскизы, обведенные по контуру тушью и отпечатанные на листах впитывающей бумаги.
Александра Рудык
6. Выставка. «Автопортрет»
7 декабря — 10 января, галерея «Зураб»
Когда-то портрет был самым популярным жанром отечественного искусства, и не только отечественного. Что касается искусства актуального, тут большой популярностью пользуется автопортрет — автоизображения есть у всех: концептуалистов, поставангардистов и постпостмодернистов. В галерее «Зураб» открылась выставка из 59 автопортретов: художник Дмитрий Шорин нарисовал себя в компании робота Евы из мультфильма «Валли», Борис Орлов сфотографировался в полуобнаженном виде. Плюс современного искусства в том, что кроме конкретных произведений на тему в обозначенный раздел может войти любая абракадабра. Разве может кому-то прийти в голову, что поролоновое нечто скульптора Сергея «Поролона» Шеховцова или супрематические полосочки с фотографиями Франциско Инфанте — это не «сознательный отказ от автопортретирования, предлагаемый в качестве автопортрета», а лишь желание куратора забить стеночку и привлечь побольше художников?
Александра Рудык
7. Театр. «Иванов»
7 декабря, МХТ им.Чехова
Вообразите популярный советский «Осенний марафон» с Олегом Басилашвили и «Андрэй, что такое трезвыватель», только на поле высокой классики. Это и есть «Иванов», наименее популярная и наиболее ранняя из великих пьес Чехова. В ней впервые появился тот русский герой, который жив до сих пор: мужчина, который не в силах ни решать, ни действовать, а только плыть по течению. Видимо, желая стряхнуть с пьесы возраст и следы многочисленных интерпретаций, петербургский режиссер Юрий Бутусов вывернул сюжет Чехова, как чулок. Спектакль начинается с того, чем пьеса кончается: выстрелом самоубийцы. А завершается, как Чехов начал: с того, что все шатко счастливы. Бутусов вместе с художником Александром Боровским нагородили на сцене какой-то уже давно вырубленный вишневый сад: пни, коряги — пространство, мучительное для жизни, парализующее всякое движение. А больше никаких резкостей в этом спектакле нет. Удивительно консервативная, почти академическая работа для режиссера, который всегда обожал балансировать на грани цирка и трагедии, трюка и смерти. Но совершенно типичная для МХТ или того, с чем этот театр всегда ассоциируется: крепкое мастерство, гарантированная выделка, идеальное соотношение «цена — качество», если речь идет о цене вечера, который вы решили потратить на посещение театра.
Юлия Яковлева
8. Фестиваль современного танца ЦЕХ
10-13 декабря. «Работа» — 11 декабря, 20.00, Центр имени Мейерхольда; Челябинский театр современного танца — 13 декабря, 20.00, Центр имени Мейерхольда
Русская современная хореография — малый бизнес: у него нет своих театров, труппы редко бывают больше десяти человек. Современному российскому танцу живется очень туго — даже хуже, чем российскому малому бизнесу. Поэтому в современной хореографии, как и в малом бизнесе, выживают сильнейшие. Их и смотрите на фестивале ЦЕХ. Особого внимания, правда, заслуживает шведско-российская продукция под названием «Работа». С российской стороны — исполнители и пионерский энтузиазм, со шведской — деньги, хореограф Мартин Форсберг, ультрапрофессионализм (Форсберг, в частности, работает для Датского королевского балета, а это марка) и культура безошибочного «скандинавского дизайна». Форсберг свел вместе четырех русских парней-танцовщиков и четырех очень пожилых русских женщин, не имеющих к театру никакого отношения. И получился замечательный спектакль о возрасте, которого не страшно и не стыдно: шведы это умеют.
Юлия Яковлева
5.Опера. Елена Образцова
9 декабря, Большой театр
«Творческий вечер» — вот так скучно называется праздник в честь очень нескучной оперной гранд-дамы Елены Образцовой. Празднуют сразу и ее 70 (в которые невозможно поверить, глядя на эту женщину), и 45 ее лет на сцене. В пору расцвета о ней ходила слава как о «животном сцены» — утробный рык Образцовой в 1970-е был знаменит в мире, почти как сегодня — стоны на корте Марии Шараповой. А ведь Образцова жила в основном в Советском Союзе, стране, знавшей превосходных «народных артисток», но ничего не понимавшей в шикарных оперных львицах. Впрочем, в конфликт с властями, как Галина Вишневская, Образцова не вступала никогда: видимо, Советский Союз ей никак не мешал. Образцова пела на Западе со всеми знаменитостями своего времени, ее снимал в кино Франко Дзефирелли (кстати, «животным» назвал ее именно он). Время, конечно, отняло многое в ее вокальных возможностях. Но не энергию. На своем концерте Елена Образцова сама обещает петь — арии и дуэты из своих коронных «Кармен», «Пиковой дамы», «Вертера».
Юлия Яковлева