1. Кино. «Похороните меня за плинтусом»
Россия, 116 минут, драма. Режиссер Сергей Снежкин, в ролях: Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина, Александр Дробитько
c 3 декабря
Считающаяся автобиографической повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» — один из книжных хитов нового времени. Она была опубликована еще в 1996-м году, но до сих пор входит в третью десятку лидеров продаж книжного магазина «Москва». Понятно, что повесть, написанная от лица восьмилетнего мальчика, занимает многих читателей тем, что за персонажами скрываются реальные лица, мэтры актерского искусства и режиссуры: мальчик — Павел Санаев, его мать — Елена Санаева, отчим — Ролан Быков, дедушка — Всеволод Санаев. В фильме «крепкого» (как принято выражаться) режиссера Сергея Снежкина («ЧП районного масштаба», «Невозвращенец», сериал «Брежнев»), как, впрочем, и в повести важнее всех, однако, бабушка, считающая мать своего внука беспутной и повесившая воспитание внука на свою шею как тяжкий крест. Роль бабушки-тирана и одновременно бабушки-мученицы — бенефис актрисы Светланы Крючковой. В целом фильм — традиционен. Но в наше время кинотрадиционность редка и вызывает интерес. Поневоле приходится сделать и другой вывод: Павел Санаев как автор литературной основы для фильма интереснее Павла Санаева как режиссера — см. его только что вышедший футуристический боевик «На игре».
Юрий Гладильщиков
2. Кино. «Артур и месть Урдалака»
Франция, 90 минут, полуигровая-полуанимационная сказка. Режиссер Люк Бессон, в ролях: Фредди Хаймор, Миа Ферроу
с 3 декабря
Главный семейный фильм уикенда заставляет задуматься о том, какие же удивительные метаморфозы происходят с творческими личностями. Ладно, Мадонна начала сочинять детские книжки. Но то, что их стал писать Бессон, — куда страннее. Метаморфозы с Бессоном происходили уже трижды. Сначала он был одной из надежд молодой европейской кинематографии, любимцем киноманов с изысканным вкусом (притом что снимал прежде всего боевики — «Подземка», «Никита», «Леон»). Потом стал мастером масштабных зрелищ: «Пятый элемент», «Жанна д’Арк». Параллельно превратился в самого крутого европейского продюсера, хозяина компании Europa Corp., делающей фильмы, сравнимые с голливудскими. И вдруг ударился в детство (впрочем, небескорыстно: книги и фильмы про мальчика Артура приносят гигантские деньги). «Артур и месть Урдалака» — вторая часть приключений Артура, который связан с не известным остальному человечеству миром крошечных минипутов (в книгах Николая Носова их называли коротышками). В бессоновском мире, в отличие от носовского, есть свой дьявол — в российском переводе Урдалак. Именно он подготовил в новом фильме ловушку и Артуру, и всем минипутам. Но Зло не пройдет.
Юрий Гладильщиков
3. Кино. «Антикиллер Д. К.»
Россия, 96 минут, боевик. Режиссер Эльдар Салаватов, в ролях: Гоша Куценко, Екатерина Климова, Вячеслав Разбегаев, Михаил Ефремов, Иван Бортник, Станислав Любшин и др.
sas_formatid=5199; // Format : 300X250 300x250
sas_target=''; // Targeting
SmartAdServer(sas_pageid,sas_formatid,sas_target);
// ]]>
с 3 декабря
Две первые части «Антикиллера», вышедшие одна за другой в 2002 и 2003 годах и снятые Егором Кончаловским, произвели впечатление разное. Первая оказалась редким для советского и новорусского кино качественным боевиком. Вторая выглядела заказом спецслужб — независимый мент по кличке Лис (Гоша Куценко) и дружественные ему патриотично настроенные урки противостояли в ней чеченским террористам. После этого давно проанонсированную третью часть некоторые ждали с ужасом. Ждать пришлось шесть лет. Зрелище вышло приятным: действительно хороший боевик, эффектный экшен (научились у нас ставить боевые сцены) с легкой самоиронией — с той ее долей, что всегда допускают в своем кино и Тарантино, и Джеки Чан. Название «Антикиллер Д. К.» по идее надо расшифровывать как «Антикиллер Данила Корецкого» — автора книг, по которым эти фильмы и снимаются. Фильм при этом якобы сделан по книге, написанной самим Лисом, который потерял память и не помнит, как ее написал. Есть и шуточки для избранных. Системного админа банка, которого мгновенно убивают, да так, что остается лишь дымящаяся ямка, изображает известный кинокритик, фанат боевиков и хорроров Станислав Ф. Ростоцкий. А в роли директора элитной психушки в очередной раз мелькает на большом экране в своем привычном небритом виде шеф-редактор ИД «Коммерсант» Андрей Васильев.
Юрий Гладильщиков
4. Театр. «Звездная болезнь»
5 декабря, Школа современной пьесы
Не верьте названию. Зрелище, прямо скажем, забавное и панибратское. Раньше этот спектакль назывался совсем производственно — «Своими словами». Авторы намекали, что, хотя у этого спектакля все по-взрослому — есть и художник по свету, и режиссер, слова — народные. А главное, они меняются каждый вечер — по настроению актеров во главе с Альбертом Филозовым и красавицей брежневского кино Ириной Алферовой. Еще меняется «специальный гость», имя которого объявляют только в день представления. Не меняются два банкетных стола — с тостами, философичностью, повышающейся согласно градусу, ссорами, давними историями давних отношений. За одним столом компания театрального деятеля. За другим — человека в погонах. Как деликатно формулируют авторы спектакля, «выясняется, что у них много общего». Говоря по-человечески, это, видимо, означает, что под мухой, как и в бане, генералов нет и все равны. Желающие убедиться могут купить билеты прямо на место за столом. Таких, правда, всего 12. Для остальным — обычный зрительный зал.
Юлия Яковлева
5. Книги. Ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction
2-6 декабря, «Экспо-парк»
В этом году главный гость главной российской ярмарки интеллектуальной литературы — Чехия. Разумеется, литература в Чехии есть, есть писатели, а у тех — читатели, рейтинги, новинки, репутации. Но... сколько чешских имен вы вспомните навскидку? Милана Кундеры и Славоя Жижека на ярмарке не будет. Вспомните ли кого-нибудь еще? Это символичный факт. Самое интересное на ярмарке в этом году — по-прежнему книги, но не писатели. Например, «Подстрочник», воспоминания не так давно скончавшейся переводчицы Лилианы Лунгиной, которые родились как цикл телеинтервью. И если вы пропустили этот неимоверный человеческий документ по телевизору, то постарайтесь не пропустить хотя бы встречу с авторами проекта, тем более они давно обещали выпустить мемуары Лунгиной на бумаге. Но самым главным героем ярмарки обещает стать и вовсе не человек, а машина — print on demand, которую так усердно продвигает Google. Вы загружаете книгу, которая отсутствует в магазине, и — при себестоимости печати примерно 300 рублей — получаете копию. Будут на ярмарке также любопытные круглые столы и конференции — но на быте обычного читателя они точно не скажутся так, как обещает это сделать print on demand. Отличный шанс выяснить, нравится вам это или нет.
Юлия Яковлева
6. Выставка. «Италия. 1946–2006. От реконструкции до начала нового тысячелетия»
2-13 декабря, Галерея «М’арс»
Жизнь Италии последних 60 лет из фотографического собрания итальянского центра CRAF — даже скудные интерьеры галереи «М’арc» и бедные реечные обрамления не смогли испортить эти удивительные работы. С черно-белых и цветных снимков, как с возрожденческих картин, смотрят глазастые дети, античного вида юноши, горделивые старцы и девушки-богини. И это не стилизация — просто за несколько веков в Италии человеческие образы не сильно изменились.
Александра Рудык
7. Выставка. Garbage
до 15 февраля, AfterGallery
Не так давно Анатолий Журавлев жил в Берлине и был художником-концептуалистом, потом он переехал в Москву и стал вдохновителем и куратором галереи GMG. Совсем недавно Журавлев покинул GMG и основал AfterGallery: две комнаты, большая — выставочная и малая — кабинет, ровные белые стены, серые бетонные потолки и полы. Задача самая бескорыстная — брать у дружественных западных галерей «хорошее искусство» и показывать его на радость людям, во имя добра и посвящения, без всяких коммерческих устремлений. Оплачивает всю эту истрию Журавлев сам, потому выставки будут редкие, зато художники именитые. Первый проект Garbage — двухметровая фотография Вадика Захарова, на которой облаченный в трусы британский художник Терри Аткинсон подметает пол в галерее, под фотографией — скомканное фарфоровое платье модного китайского художника Ай Вэйвэя, напротив коллаж из работ разных лет самого Журавлева, рядом три маленькие фотографии Ричарда Принса и мрачные череп и литография совсем не известного у нас, но популярного на западе Андреаса Гольдера.
Александра Рудык