1. Футбол. Стыковой матч чемпионата мира — 2010. Россия — Словения
14 ноября, БСА «Лужники»
Если наша сборная выиграет у словенцев, то поедет на чемпионат мира по футболу в ЮАР. Если проиграет, то не только не поедет, но и лишится главного тренера. Удивительный голландец Хиддинк, всего за четыре года сумевший собрать среднюю российскую команду в могучий кулак, в случае поражения обещал прекратить работать в России. Но приходить в «Лужники» с прощальными открытками все-таки не стоит: если не произойдет ничего непредсказуемого и российская сборная одолеет самого слабого из возможных стыковых соперников, то тренер останется минимум до следующего лета. А там и до очередного отборочного цикла недалеко: в РФС уже даже подготовили контракт. Теперь слово за футболистами.
Александр Беляев, Newsweek
2. Кино. «2012»
С 12 ноября. США — Канада, фильм-катастрофа, 158 минут. Режиссер Роланд Эммерих, в ролях: Джон Кьюсак, Аманда Питт, Тенди Ньютон, Вуди Харрельсон
Cамый масштабный на сегодняшний день киноаттракцион года. Роланд Эммерих уже несколько раз разрушал на экране Америку — в «Дне Независимости», «Годзилле», «Послезавтра», а теперь решил покуситься на всю планету, для чего выпросил у продюсеров $260 млн. Этих денег с лихвой хватило на то, чтобы продемонстрировать гибель Лос-Анджелеса от страшнейшего землетрясения, извержение супервулкана с гигантским жерлом в самом центре Америки, цунами, смывающее с лица Земли Вашингтон, а затем и всемирный потоп, после которого над океанской гладью возвышаются лишь макушка Эвереста да несколько других горных пиков. Как всякий фильм-катастрофа, «2012» не только о разрушениях, но и о том, как люди (простые, непростые, ученые, политики, президенты США и России) пытаются спасти себя, а некоторые — и человечество. Задается «2012» и другим вопросом: если нельзя эвакуировать всех, то логично ли, правильно ли спасать только элиту, которая потом возродит культуру и цивилизацию? И кого отнести к элите?
Юрий Гладильщиков
3. Выставка. «Honeymoon event. 902. 1969. Амстердам»
Московский музей современного искусства, до 29 ноября
Фотографии голландца Нико Костера, привезенные в ММСИ, с точки зрения самой фотографии не то чтобы вызывают бешеный восторг. Тут важен сам сюжет, свидетелем которого стал автор. На снимках Джон Леннон и Йоко Оно поют песни, укрываются белым одеялом, весело болтают — всё не выходя из постели номера 902 отеля Hilton в Амстердаме. Помимо собственно героев съемки важен контекст: Леннон и Оно превратили последнюю неделю своего медового месяца в политическую акцию. Они выступали против войны во Вьетнаме и насилия в современном мире в целом. До сих пор была известна лишь одна фотография из этой серии, остальной архив был утерян и случайно найден лишь в этом году дочерью Костера среди своих личных вещей.
Александра Рудык
4. Концерт. King Crimson Festival
10 ноября, «Б1 Maximum»
Прогрессив-рок не допускает никакой иронии. Это бесконечно серьезное дело. В России такое любят, поэтому концерты британских зачинателей прогрессив-рока проходят тут регулярно, собирая толпы преданных поклонников. Группа King Crimson выступала у нас не единожды, правда, ее состав ротировался с начала 1970-х, и нельзя уже сказать, тот KC к нам приезжает или не тот. В ноябре под вывеской King Crimson Festival на сцене Б1 сыграет группа скрипача и клавишника-виртуоза Эдди Джобсона U-Z и проект гитариста Адриана Белью. Оба не принадлежат к изначальному составу, но в свое время (Джобсон в 1970-е, Белью в 1980-е) принимали участие в записи альбомов и выступали на концертах King Crimson.
Филипп Миронов
5. Концерт. «Центр» + «Телевизор»
13 ноября, «16 Тонн»
Двойной концерт групп «Центр» Василия Шумова и «Телевизор» Михаила Борзыкина дает неплохую возможность с помощью двух ключевых представителей русской неоромантики получить представление о стиле. У них все канонично: отстраненный вокал, холодная мелодика, графичный ритм песен. У Шумова присутствует легкий налет абсурдизма, будто русского Иванушку-дурачка разложили на компьютерном языке бейсик и допустили до синтезаторов. Борзыкин глубже погружен в смыслы — в советское время он пел о безысходности жизни, в своей нынешней инкарнации занимается прямолинейной критикой власти. Пожалуй, «Телевизор» сегодня — самая политически обеспокоенная группа, в ее текстах фигурируют Кремль и работники «Газпрома». А когда «Телевизор» объединяют в один концерт с «Центром», на первый план выступают формальные и стилистические аспекты. Вот она — русская новая романтика.
Филипп Миронов
6. Концерт. Мерилин Мэнсон
13 ноября, «Б1 Maximum»
Со своего прошлого приезда в Москву в 2007-м г-н Мэнсон успел развестись со своей женой, танцовщицей Дитой фон Тиз, окончательно увязнуть в съемках фильма ужасов «Фантасмагория» про раздвоение личности Льюиса Кэрролла, заболеть свиным гриппом («К сожалению, я выживу», — написал он на своем MySpace) и записать пластинку The High End of Low. Многие критики сходятся в том, что развод ему не повредил: группа стала звучать человечнее, ближе к своему эпохальному альбому Mechanical Animals 1999 года. В наше распоряжение попали фрагменты райдера. Ничего экстраординарного — ни просьб вымочить стайку летучих мышей в девственной крови, ни требований исключить присутствие христианских крестов в гримерке. Мэнсон просит обеспечить его местным пивом в алюминиевой или пластиковой таре. Он не хочет никаких громадных холодильников с логотипами пепси или кока-колы. Ну и главное, он просит, чтобы стены в его комнате за сценой были черного цвета. Пока стены не будут окрашены или задрапированы темной тканью, визажист Мерилина не сможет начать гримировать своего подопечного.
Филипп Миронов
7. Театр. Фестиваль «Сезон Станиславского»
До 24 ноября, http://www.stanislavskyfestival.ru/
«Сезон Станиславского» проводится ежегодно уже много лет и хорош тем, за что любой другой фестиваль критики бы уничтожили: отсутствием всякой интриги. Тут просто показывают лучших и лучшее, составляя программу из спектаклей московских театров и приглашая гостей, многих из которых уже не раз видели в Москве. В этот раз «Сезон Станиславского» — повод еще раз посмотреть московские спектакли «Про всех падающих» (театр «Около дома Станиславского») и «Сказку Арденнского леса» («Мастерская Петра Фоменко»), а также не пропустить любопытных гостей: американский «Кукольный дом» по пьесе Ибсена, в котором моральных пигмеев играют натурально карлики, финско-эстонскую «Чайку» по пьесе Чехова, где отцов и детей играют реальные представители эстонских актерских династий, и иранский «Metabolic», спектакль-медитацию, который, впрочем, требует от зрителей готовности к определенного рода «культурной скуке».
Юлия Яковлева
8. Балет. Бенефис Надежды Грачевой
10 ноября, Большой театр
Надежда Грачева была прима-балериной Большого в начале 1990-х, и все обещало ей долгую и успешную карьеру под крылом главного балетмейстера Юрия Григоровича: она была молода, крепко стояла на пуантах, и фанаты Большого готовились лицезреть ее в этом качестве следующие 15 лет. Но Григорович ушел, Большой трясло от реформ, и в череде новых руководителей балета и новых балерин, открытых ими, Грачева почти затерялась. Из вечно первой она стала вечно второй. Она участвовала в премьерах, но выходила во втором составе. Танцевала ведущие партии, но писали не про нее, а про молодых соперниц. Хотя с каждым годом она танцевала все лучше и, взрослея, становилась все более интересной. Сейчас ее карьера, так и не достигнув пика, которого заслуживала, пошла на спад — возраст есть возраст. На своем бенефисном вечере Грачева будет танцевать то, что обычно не танцует в Большом: партии Кармен в легендарном балете, прославленном Майей Плисецкой, и роковой восточной царицы из антрепризной «Шехеразады». Обе роли красочные и покажут лучшую Грачеву: красивую, зрелую женщину, которой есть что сказать о жизни и превратностях любви.
Юлия Яковлева