XXX летние Олимпийские игры — третьи в истории Лондона после Игр 1908 и 1948 года — закончились. Несмотря на пессимистический настрой первой недели, вторая оказалась гораздо более удачной для российских спортсменов. После того, как олимпийская сборная России несколько дней уверенно «болталась» в районе 9-10 мест неофициального медального зачета, ей удалось выполнить неформальный наказ Виталия Мутко. Он накануне начала Олимпиады утверждал, что мы можем претендовать на третье место, но и четвертое не будет катастрофой. Катастрофы не случилось: россияне поднялись на четвертую строчку медального рейтинга, обогнав долго державшихся перед нами южнокорейских спортсменов (по общему числу наград россияне стоят даже на третьей строке, обгоняя и британцев, у которых больше «золота»).
Первые две строчки по устоявшейся за последние несколько Олимпиад традиции занимают спортсмены США и Китая. Американцы, можно сказать, «поквитались» за второе место на пекинской Олимпиаде, оттеснив китайцев на вторую строчку и выиграв медальное соревнование по всем пунктам: и по «золоту», и по «серебру», и по «бронзе» — где на две, где на семь, а где и на восемь наград. Но финансовую гонку спортсмены США, как и следовало ожидать, проиграли. Просто потому, что Америка скупа на призовые — куда более скупа, чем Китай, или Россия, или даже Франция. А хозяева Олимпиады — британцы — вообще отказались от выплат призовых, и в итоге, несмотря на то что в неофициальном зачете их сборная заняла третье место, ее участники не получат от государства ни пенса.
Поэтому рейтинг олимпийских сборных по суммам призовых, которые получили или получат их участники — только от национальных олимпийских комитетов, не считая выплат от спонсоров, спортивных федераций и глав государств, — выглядит совсем иначе, чем итоги медального зачета. И рейтинг этот парадоксален: лидируют в нем страны СНГ, экономическая и политическая обстановка в которых не всегда выглядит здоровой.
Россия в этом зачете опередила всех — с существенным отрывом. Этот отрыв сохраняется и в том случае, если считать, что за первое, второе или третье место в командном соревновании установленные призовые получает каждый член команды. Итоговая таблица выглядит так:
Итоги расчетов Forbes по выплатам олимпийцам в России примерно соответствуют сумме, которую в понедельник Минспорт пообещал выделить на призовые из бюджета. В ведомстве называют сумму примерно в 300 млн рублей (менее $10 млн).
Если Россию, пусть и с натяжкой, но все-таки можно отнести к числу лидеров мирового спорта, то ни Украина, ни Казахстан, ни Белоруссия к ним, скорее всего, не относятся. Об этом можно судить даже по числу завоеванных медалей: ни одна из этих трех стран не вошла в итоговую десятку медального зачета, зато уверенно входит в нее по показателю суммы выплачиваемых призовых.
Дело в высокой «цене» для бюджетов этих стран каждого места на пьедестале: Украина платит своим спортсменам $125 000 за «золото», $80 000 — за «серебро» и $65 000 — за «бронзу», Казахстан — $250 000, $150 000 и $75 000, а Белоруссия — $150 000, $75 000 и $50 000 соответственно.
Финансовые итоги Олимпиады-2012, при всей условности этих подсчетов (напомним, Forbes не учитывает призовые, которые платятся помимо сумм из бюджета НОК — а, например, дзюдоист Мансур Исаев, который принес России второе «золото» на Играх, должен получить еще 30 млн рублей от спонсоров), свидетельствуют: чем меньше у олимпийской сборной страны шансов на победу, тем выше, как правило, ее призовые. Причем чаще всего основная сумма выплачивается не Олимпийским комитетом, а властью. Достаточно привести хотя бы такие данные: официальные выплаты азербайджанским спортсменам — по $260 000 только от НОК (плюс $520 000 — премия из фонда президента), грузинским спортсменам — $30 000 от НОК плюс $606 000 — от президента и т. д.
С учетом этого фактора финансовое первенство России на лондонской Олимпиаде выглядит симптоматично: с трудом добравшись до четвертого места и уверенно опередив соперников по сумме призовых, наша олимпийская сборная показала, что от нее ничего подобного никто, кажется, и не ждал. Во всяком случае, если следовать логике назначения «цены победы».