Детсад, где культивируется любовь и близость ребенка к природе
Достоинства: ребенок развивается не спеша, гармонично, в близости к природе
Недостатки: интеллектуальное развитие не форсируется; не всем родителям понравится быть настолько вовлеченными в процесс
Вальдорфская группа напоминает большую дружную сельскую семью. По своему составу она обязательно разновозрастная: старшие заботятся о младших, младшие учатся у старших и, подрастая, сами начинают заботиться о других. Вокруг все натуральное — деревянная мебель, всевозможная самодельная утварь и игрушки: таким образом у ребенка создается ощущение близости к природе. В углу игровой деревянная антресоль, сделанная мужем воспитательницы. Дети изучают ремесла, учатся молоть муку, печь пироги, поют песни. Но и просто играют тоже много.
Особая атмосфера этого места чувствуется сразу. У воспитателей тихие, но уверенные голоса, неторопливая речь, естественные, мягкие движения. Дети — тихие, приветливые и общительные. «Здесь потрясающая атмосфера, работают удивительные люди. Разновозрастная группа — это просто здорово, дети очень дружат, я вижу, как изменилось у моей дочки отношение к младшим — на равных, без пренебрежения», — рассказывает Анастасия Кендзерская, мама троих детей.
Вальдорфская система основана на четком неспешном ритме. Ритм есть у дня (режим), у недели (каждому дню соответствуют свои занятия, игры, меню), у года (сезонные праздники). «Сейчас слишком динамичная жизнь, такой темп оборачивается физическими трудностями, столько торчащих во все стороны углов у деток — от этого и кусаются, и дерутся, и истерят, очень мало сейчас гармоничных детей. Четко простроенный ритм недели очень помогает им жить», — говорит Наталия Заблудовская, проработавшая в саду около трех лет. «Вдох» и «выдох» — так определяют вальдорфцы дело и игру — обязательно чередуются. «Невозможно постоянно находиться в режиме «прием-прием-прием», от этого возникает безумное напряжение», — уверена Заблудовская.
Со стороны кажется, что жизнь в группе течет сама собой. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом (месит тесто, убирать игрушки, нанизывать бусы), полагаясь на природное любопытство и подражательный инстинкт детей. Кто хочет — сам подойдет и поучаствует.
«Главное для вальдорфского детского сада — полноценное проживание ребенком своего детства. Он должен творчески развиться, научиться выстраивать отношения с другими людьми, стать гармоничным социальным существом. А образование — это уже предназначение школы», — объясняет основы системы детский психолог, сотрудник Института психологии РАО Людмила Эльконинова.
Вальдорфские педагоги против всякого обучения в детском саду. Физическое, творческое развитие и познание окружающего мира — самые подходящие для детства занятия. «Недостатки такого воспитания — продолжение его достоинств: родителям самим придется найти педагогов, которые научат ребенка основам грамоты и начальным математическим представлениям, элементарного знания которых сегодня ожидают в школе», — говорит Эльконинова.
Еще одна претензия родителей, оценивающих вальдорфскую систему «снаружи» — от них требуется очень много участия. Взрослым приходится шить кукол, мастерить подарки к праздникам, благоустраивать территорию сада.
«Из-за детского сада вся наша жизнь как-то структурировалась, мы стали лучше понимать, что для нас по-настоящему важно, а остальное отбросили. Все стало просто, в самом лучшем смысле этого слова», — говорит Анастасия Кендзерская.
Помещение: добротное, уютное, многое сделано своими руками. Большая территория для прогулок.
Часы работы: 7.00-19.00. Приходить с утра лучше без опозданий: иначе нарушается ритм, на котором построена вся жизнь в саду
Стоимость: 990 руб. в месяц
Вальдорфский детский сад № 859, Стремянный пер, д. 10, стр. 1, Тел 8 (495) 236 84 16