Санкт-Антон, Скво-Вэлли, Ролдал
Последние несколько бесснежных зим спутали карты фрирайдерам. Если не брать в расчет Аляску и Камчатку — не все могут ездить туда каждый сезон, — остаются курорты с более прогнозируемым числом дней катания, но менее гарантированной целиной. Вот на что следует обратить внимание при выборе курорта.
1. Хорошая снежная статистика минимум пять лет подряд — о количестве снега, выпадающего за сезон, обычно сообщают в разделах «погода» и «снежная статистика» (snow report) на сайте курорта.
2. Большой регион катания, связанный канатными и автомобильными дорогами.
3. Наличие серьезной спасательной службы, а не горной полиции.
4. Верхние станции подъемников на горных хребтах, а не на вершинах: по хребту всегда можно дойти до еще не раскатанного снега.
5. Система трасс с альтернативными маршрутами: к примеру, трассы идут по краю и дну ущелья, а по его стенам спускаются фрирайдеры.
6. Большой выбор шале и апартаментов (фрирайдеры по одному не путешествуют).
7. Большие и недорогие парковки (фрирайдеры возят с собой на машине тонны снаряжения).
Санкт-Антон, Австрия
Курорт с потрясающим рельефом и легкодоступными внетрассовыми спусками. Население состоит из тех, кто живет здесь неделями, ожидая снега, и тех, кто мчится сюда, увидев благоприятный прогноз. Ближайшие к подъемникам склоны раскатывают — кстати, весьма деликатно, след к следу — буквально за один день. Попробовать себя можно на северном склоне горы Альбонаграт или прокатившись с вершины Рендл в деревню Петной. Обязательно надо спуститься с крутой скалистой Валлуги, про которую вечерами в кабаках рассказывают небылицы. Имейте в виду, что от первой кабинки на Валлугу вниз ведут ски-руты, не обслуживаемые спасательными службами, которые тем не менее отмечены на карте; а вот во второй вагон вас пустят лишь в сопровождении гида — самодеятельность на этой горе не приветствуется. Хотя разумная самостоятельность здесь почти не наказуема: большая часть склонов сваливается к дороге, соединяющей курорты Арльберга, по дороге курсируют ски-басы, которые всегда смогут вернуть вас из белого безмолвия в цивилизацию. Если же вы не слишком уверены в своих навигационных талантах или в том, что успеете обогнать здешних охотников за целиной, стоит нанять гида — он и сразу после снегопада, не теряя времени, проведет вас по самым роскошным местам, и через три дня найдет еще не раскатанные кусочки. Гиды здесь недешевы, но стоят каждого потраченного цента.
Скво-Вэлли, США
Это американский Кавказ. Благодаря соседству с озером Тахо снега тут выпадает до 11 м в сезон — как в Красной Поляне. А сезон длится до середины мая: весной можно кататься, а потом загорать в купальнике, как на Эльбрусе. И так же, как на Кавказе, здесь отличные возможности для бэккантри: с надежными приятелями и снаряжением можно за полчаса дойти от канатки до очень привлекательных мест и оставить там первый след. Учитывая это обстоятельство, спасательная служба Ski Patrol каждую пятницу проводит бесплатные мастер-классы по лавинной безопасности для всех желающих. Утром после снегопада тут принято выстраиваться в очередь к стратегическому подъемнику KT22 еще до его открытия — с верхней станции сразу попадаешь в настоящую целину, а впереди ждут карнизы и скалы. Ближе к вечеру, когда солнце скрывается и снег становится жестче, большинство райдеров собираются в сноу-парке Mainline. В этом сезоне в конце февраля в Скво-Вэлли пройдет третий этап чемпионата мира по фрирайду — все звезды, включая Орельена Дюкро, Ксавье де ла Рю, Себа Мишо, будут здесь.
Ролдал, Норвегия
Информация для тех, кто думает, что в Скандинавии нет гор: первая в мировом рейтинге фрирайдеров лыжница Ане Эндеруд — норвежка, а звезды внетрассового катания Кай Закриссон с Марией Персон — шведы. Если гарантированный паудер для вас важнее драматических пейзажей и скальных маршрутов, то вместо любимых всеми Вербье и Шамони вам нужно ехать в Ролдал. На этом норвежском курорте высоты небольшие — всего 1000 м над уровнем моря, зато самый глубокий в Европе снег: 11 м за сезон. Благодаря низким температурам снег легкий и скользкий. Воздух такой сухой и ночами бывает так холодно, что глубокие следы в снегу не леденеют, а рассыпаются — поэтому утром, даже если склоны слегка присыпало свежим пухом, можно смело ехать, не боясь зацепить лыжами вчерашнюю колею. Отправляться в Ролдал лучше к кону зимы — здесь уже теплее, светлее и веселее. А в конце апреля здесь пройдут соревнования по фрирайду — если заранее подать заявку, то можно не только посмотреть, но и поучаствовать.