Историю пластической хирургии можно условно разделить на два периода: до середины XIX века и после (две ключевые даты в истории пластической хирургии — 1846 год, время изобретения анестезии, и 1867 год, когда были открыты антисептики), а операции — соответственно на восстановительные и эстетические.
Есть доказательства того, что в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте уже делали операции по реконструкции носа и очень тщательно относились к швам и ранам на лице. В Древнем Китае тоже умели восстанавливать форму носа. Обнаруженные на севере Китая тексты середины X века до н. э. описывают восстановительные операции на «заячьей губе».
За 600 лет до н. э. в Индии во времена межплеменных войн восстановление отрезанного в бою носа стало насущной проблемой. Врачеватель по имени Сушата Самгита практиковал эту операцию — в качестве строительного материала гуру использовал кожу лба. Удаление жира, судя по всему, тоже практиковали еще до нашей эры: римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (родился в 79 году н. э.) упоминает «грандиозное излечение от ожирения» сына консула Луция Апронна в результате операции. Пластическая хирургия в то время помогала людям подправить внешность, пострадавшую в бою. О том, чтобы просто стать с помощью операции красивее, никто не задумывался.
Хирургия и сифилис
Подъем пластической хирургии в средние века связывают с эпидемией сифилиса. В XVI веке даже появился термин — chirurgia decoratoria: хирурги могли восстановить своему пациенту провалившийся нос и скрыть тем самым его болезнь от окружающих.
Основателем пластической хирургии считают Гаспара Тальякоцци из Болонского университета, который придумал удивительный способ «приращивать» нос. Необходимые лоскуты кожи он брал с внутренней стороны предплечья. На заключительном этапе операции рука жестко крепилась к носу пациента с помощью повязки на 20 дней. В 1597 году Тальякоцци опубликовал иллюстрированный трактат, в котором писал: «Мы лечим и восстанавливаем части тела, данные природой, но отнятые роком. Мы делаем это не для приятности глаз, а для того чтобы поддержать надежды получившего травму человека и помочь его душе».
Католическая церковь была категорически против восстановительных операций для сифилитиков, так как считала это греховным вмешательством человека в божественный промысел. Тальякоцци умер, так и не дождавшись признания своего метода. Его похоронили в неосвященной земле. Следующие два века достижений в пластической хирургии не принесли. А изобретение итальянца стали считать литературным вымыслом.
Восточная пластика
В 1794 году Британский колониальный корпус высадился в Индии. Тогда появились первые описания восточного метода операций по реконструкции носа с использованием кожи лба. «Особого внимания заслуживают пластические операции древних индийских врачей. Они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области восточная хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII века, когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики», — пишет в своей книге «Чудо, которым была Индия» крупный ученый-индолог Артур Бэшем. Английский хирург Джозеф Карпю решился на проведение такой операции лишь в 1814 году.
В XIX веке после появления антисептиков и анестезии развитие пластики получило сильный толчок. Примечательно, что до начала XX века к пластическим хирургам обращались в основном мужчины, а после — женщины.
В 1899 году была произведена первая подтяжка живота — Говард А. Келли из Балтимора удалил 6 кг жира с отвисшего живота у дамы, весившей 129 кг (за три года до этого доктор Дж. У. Чамберс, тоже из Балтимора, удалил у той же женщины 11 кг из «огромной, дряблой и очень сильно обвисшей груди»). До 70-х годов XX века живот подтягивали по методу Келли — ненужная жировая ткань операционным путем удалялась вместе с лишней кожей. Но оставались шрамы, и под ними часто вскоре нарастал новый жир.
Полиуретан и силикон
В начале XX века были проведены первые операции по омоложению лица. В 1901 году немецкий хирург Ойген Холлендер опубликовал отчет об операции по омоложению, которую он сделал польской аристократке. В 1906 году Чарльз Конрад Миллер разработал операцию по «удалению мешковидных складок кожи век». Вскоре подтяжка лица стала стандартной операцией.
Первую женщину — пластического хирурга звали Сюзанна Ноэль. Француженка начала практиковать в 1912 году, Сара Бернар делала пластические операции только у нее.
В период между мировыми войнами произошло официальное рождение новой медицинской специальности — пластической хирургии. После Второй мировой пластическая хирургия сосредоточилась на операциях по увеличению груди и удалению лишнего жира. Возникла мода на большой бюст. В 1950-х начались опыты с введением силикона, чтобы увеличить различные участки тела, но силикон не фиксировался на месте и становился причиной заражения. Стали пробовать другие материалы, однако все вещества растекались и пациентки страдали.
Первой русской актрисой, решившейся на подтяжку лица, была Любовь Орлова — она начала делать себе пластические операции в 1946 году, тайно выезжая в Париж (ей было тогда 44 года). Существует версия, что операции ей оплачивал Чарли Чаплин. Очевидно, что пластику лица уже тогда делали неплохо: в 46 лет Орлова сыграла девушку-красавицу в «Весне», а в 70 — женщину слегка за 30 в киноленте «Скворец и Лира».
В 1963 году американцы Томас Кронин и Фрэнк Героу изобрели протезы из силиконового геля, в 1970-х появился полиуретан. В 1991 году закончилось первое судебное разбирательство, в ходе которого было установлено, что силиконовые импланты приводят к заболеваниям иммунной системы человека — от хронической усталости до ревматического артрита, волчанки и расстройства нервной системы.
Сам себе донор
В марте 2008 года епископ католической церкви Джанфранко Джиротти в интервью официальной газете Ватикана L'Osservatore Romano назвал смертным грехом «исследования, сомнительные с точки зрения морали» — речь шла о стволовых клетках и генной инженерии. Но развитие медицины, несмотря на неодобрение церкви, уже не остановить: генная инженерия, клеточная и биогормональная терапия — все это безгранично расширит возможности пластической хирургии. Специалисты прогнозируют, что совсем скоро станут возможны пластические операции с применением материала, который не будет иметь тенденции к отторжению, потому что его вырастят из тканей самого пациента.
Скорость развития пластической хирургии во всем мире такова, что вскоре те, кто ни разу не менял свою внешность оперативным путем, окажутся в меньшинстве.