«Обычные» музыкальные инструменты — это, например, фортепиано, скрипка и гитара: обыденные и общеизвестные. Однако достоверно известно по крайней мере относительно предшественников рояля и скрипки — клавичембало и виолы, что в момент появления их восприняли как диковины, достойные кунсткамеры. А в 1920-е музыкальными инструментами стали двуручная пила, заводской гудок и печатная машинка, и в то время никто их не воспринимал как «необычные» — всего лишь как предмет обихода в функции музыкального инструмента: музыкой тогда считали звуки города, машин и механизмов. В 1980-е музыковеды спорили, является ли MIDI-контроллер (электронный инструмент, управляющий другими инструментами по протоколу MIDI) собственно музыкальным инструментом. Решили так: является «особым видом» музыкального инструмента, но лишь если он управляет инструментами, которые являются непосредственными источниками звука.
Представления о «необычности» музыкальных инструментов изменчивы и вряд ли поддаются однозначной классификации, но есть четыре признака, которыми (порознь и в комбинациях) она определяется. Прежде всего историчность, особенно если инструмент сначала был забыт, а потом «воскрешен». Затем уникальность: необычен инструмент, который существует, например, в единственном (желательно авторском) экземпляре. Третий признак — необычность или изящество конструкторского решения; несколько особняком в этой группе стоят «инструменты-кентавры», составленные из частей разных инструментов. И наконец, несомненный признак необычности — уникальность дизайнерского решения. Исходя из этих критериев, Forbes выбрал 10 необычных музыкальных инструментов, которыми может сегодня обзавестись любой желающий.