Главная сенсация последнего времени на арт-рынке — Китай, стремительно набирающий вес в сфере торговле предметами искусства. А точнее, китайские покупатели. Сразу две компании, занимающиеся финансовой статистикой в этой области, опубликовали отчеты, говорящие о резком росте аппетитов китайских коллекционеров в минувшем году.
Европейский фонд изящных искусств (European Fine Art Foundation, TEFAF) оценил весь рынок торговли предметами искусства в 2010 году (включая и аукционные, и частные продажи) в $60 млрд, на 52% выше, чем в 2009 году. Доля китайских покупателей составила 23%, и они впервые опередили британских с их 22%. Лидер прежний — США с 34%, но, чтобы оценить масштаб произошедших изменений, эксперты фонда предлагают вернуться на пять лет назад. В 2006 году доля США составляла 46%, Великобритании — 27%, на третьем месте располагалась Франция с 6%, а Китай занимал скромные 5%.
«Такие рынки, как США и Великобритания, переживают период восстановления, но в Китае настоящий бум, он силен как никогда, и только в 2010 году китайский рынок искусства и антиквариата увеличился более чем вдвое, достигнув почти $14 млрд», — говорится в отчете TEFAF «Глобальный рынок искусства в 2010 году: кризис и восстановление». Доля Европейского Союза в целом в 2010 году составила 37%, это на 16 процентных пунктов меньше, чем в пиковом 2003 году. Великобритания остается крупнейшим рынком ЕС, на втором месте держится Франция с прежними 6%, отмечают эксперты TEFAF.
Портал Artprice, ведущий дотошные подсчеты всего, что связано с движением денежных средств на арт-рынке, пошел еще дальше и поместил Китай на первое место в сфере торговли искусством и антиквариатом. «Это беспрецедентная новость и поворотный момент в истории мирового рынка искусства: Китай сейчас номер первый по покупкам предметов искусства на аукционах», — говорится в заявлении Тьерри Эрманна, основателя и генерального директора Artprice.
Китаю потребовалось всего три года, чтобы вначале вытеснить Францию с третьего места, а затем одним скачком выйти на первое, опередив Великобританию и США, гроссмейстеров рынка с 1950-х годов, говорится в пресс-релизе Artprice. По версии этого портала, в 2010 году на долю Китая пришлось 33% всех глобальных продаж изобразительного искусства, включая живопись, инсталляции, скульптуру, рисунки, фотографии и книги, — против 30% у США, 19% у Великобритании и 5% у Франции.
По данным Artprice, китайские аукционы, торгующие почти исключительно китайским искусством, уже сейчас опережают по объемам торгов представительства международных аукционных домов в этой стране. Так, отделение Sotheby's в Гонконге принесло в 2010 году 2% мировых доходов от продажи предметов искусства, а отделение Christie's — 2,5%. Но они уступают ведущей тройке китайских аукционов — Poly International (7,4%), China Guardian (5,32%) и Beijing Hanhai Art Auction (2,74%), а четвертый аукцион, Beijing Council, торгует вровень с ними (2,07%).
«Искусство в Китае пользуется поддержкой правительства и китайских коллекционеров, которые готовы быть патриотами и вкладывать деньги туда, куда им подскажут», — отмечает Artprice. Действительно, несмотря на тот факт, что китайские коллекционеры живо интересуются европейским и американским искусством, их основной интерес направлен на отечественное искусство. Благодаря этому интересу и росту состояния богатейших людей страны уровень цен на китайское искусство достиг впечатляющих отметок. Forbes отобрал пятерку произведений китайского искусства в различных жанрах, поставивших ценовые рекорды в 2010 году.