К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

5 рекордов китайского искусства

5 рекордов китайского искусства
Фарфоровая ваза за $83 млн, 15-метровый манускрипт и другие объекты, которые помогли Китаю стать лидером арт-рынка в прошлом году

Главная сенсация последнего времени на арт-рынке — Китай, стремительно набирающий вес в сфере торговле предметами искусства. А точнее, китайские покупатели. Сразу две компании, занимающиеся финансовой статистикой в этой области, опубликовали отчеты, говорящие о резком росте аппетитов китайских коллекционеров в минувшем году.

Европейский фонд изящных искусств (European Fine Art Foundation, TEFAF) оценил весь рынок торговли предметами искусства в 2010 году (включая и аукционные, и частные продажи) в $60 млрд, на 52% выше, чем в 2009 году. Доля китайских покупателей составила 23%, и они впервые опередили британских с их 22%. Лидер прежний — США с 34%, но, чтобы оценить масштаб произошедших изменений, эксперты фонда предлагают вернуться на пять лет назад. В 2006 году доля США составляла 46%, Великобритании — 27%, на третьем месте располагалась Франция с 6%, а Китай занимал скромные 5%.

«Такие рынки, как США и Великобритания, переживают период восстановления, но в Китае настоящий бум, он силен как никогда, и только в 2010 году китайский рынок искусства и антиквариата увеличился более чем вдвое, достигнув почти $14 млрд», — говорится в отчете TEFAF «Глобальный рынок искусства в 2010 году: кризис и восстановление». Доля Европейского Союза в целом в 2010 году составила 37%, это на 16 процентных пунктов меньше, чем в пиковом 2003 году. Великобритания остается крупнейшим рынком ЕС, на втором месте держится Франция с прежними 6%, отмечают эксперты TEFAF.

 

Портал Artprice, ведущий дотошные подсчеты всего, что связано с движением денежных средств на арт-рынке, пошел еще дальше и поместил Китай на первое место в сфере торговли искусством и антиквариатом. «Это беспрецедентная новость и поворотный момент в истории мирового рынка искусства: Китай сейчас номер первый по покупкам предметов искусства на аукционах», — говорится в заявлении Тьерри Эрманна, основателя и генерального директора Artprice.

Китаю потребовалось всего три года, чтобы вначале вытеснить Францию с третьего места, а затем одним скачком выйти на первое, опередив Великобританию и США, гроссмейстеров рынка с 1950-х годов, говорится в пресс-релизе Artprice. По версии этого портала, в 2010 году на долю Китая пришлось 33% всех глобальных продаж изобразительного искусства, включая живопись, инсталляции, скульптуру, рисунки, фотографии и книги, — против 30% у США, 19% у Великобритании и 5% у Франции.

 

По данным Artprice, китайские аукционы, торгующие почти исключительно китайским искусством, уже сейчас опережают по объемам торгов представительства международных аукционных домов в этой стране. Так, отделение Sotheby's в Гонконге принесло в 2010 году 2% мировых доходов от продажи предметов искусства, а отделение Christie's — 2,5%. Но они уступают ведущей тройке китайских аукционов — Poly International (7,4%), China Guardian (5,32%) и Beijing Hanhai Art Auction (2,74%), а четвертый аукцион, Beijing Council, торгует вровень с ними (2,07%).

«Искусство в Китае пользуется поддержкой правительства и китайских коллекционеров, которые готовы быть патриотами и вкладывать деньги туда, куда им подскажут», — отмечает Artprice. Действительно, несмотря на тот факт, что китайские коллекционеры живо интересуются европейским и американским искусством, их основной интерес направлен на отечественное искусство. Благодаря этому интересу и росту состояния богатейших людей страны уровень цен на китайское искусство достиг впечатляющих отметок. Forbes отобрал пятерку произведений китайского искусства в различных жанрах, поставивших ценовые рекорды в 2010 году.

Ваза времен императора Цяньлуна (ок. 1740-х гг.), $83 млн

Ваза времен императора Цяньлуна (ок. 1740-х гг.), $83 млн

Аукцион Bainbridges (Лондон)

Продано за $83 млн

Расписная ваза высотой около 41 см времен императора Цяньлуна (1711-1799), представителя маньчжурской династии Цин, правившего Китаем на протяжении 59 лет. Владельцы вазы, брат и сестра, обнаружили ее случайно на чердаке родительского дома. Не имея ни малейшего представления о том, сколько она может стоить, они выставили ее на небольшой английский аукцион Bainbridges. Этот аукцион специализируется на торговле недорогими предметами искусства, и эксперты Bainbridges оценили вазу всего в $1300. Но на торгах в ноябре 2010 года между несколькими китайскими покупателями развернулась настолько отчаянная борьба за вазу, что неназванный победитель был вынужден заплатить за нее $86 млн. Это сделало вазу самым дорогим в мире изделием из фарфора.

Рукописный свиток работы Хуан Тин-Цзяня, $63,8 млн

Рукописный свиток работы Хуан Тин-Цзяня, $63,8 млн

Аукцион Poly International (Пекин)

Продано за $63,8 млн

Рукописный свиток работы Хуан Тин-Цзяня (1045-1105), знаменитого поэта, ученого и великого каллиграфа эпохи династии Сун. Свиток, изначально имевший длину 8,24 м, за минувшие с момента его создания 800 лет увеличился почти до 15 м: владельцы свитка, чиновники и писатели, периодически дописывали что-то от себя. Предварительная оценка свитка составила $11,7 млн, но в ходе получасовых торгов она выросла почти до $64 млн. Это самый дорогой китайский манускрипт.

Сюй Бэйхун, «Люди Ба доставляют воду» (1937), $25,8 млн

Сюй Бэйхун, «Люди Ба доставляют воду» (1937), $25,8 млн

Аукцион Hanhai Auction Co (Пекин)

Продано за $25,8 млн

Сюй Бэйхун (1895-1953) — китайский художник-модернист, соединивший в своем творчестве западную технику живописи и традиционную китайскую технику рисования тушью. Он изучал искусство в Токио, Париже, много путешествовал по разным странам. После основания Китайской Народной Республики в 1949 году стал президентом Центральной академии искусств и председателем Китайской ассоциации художников. Работы Сюй Бэйхуна несколько раз ставили рекорды стоимости для китайской живописи и в 2010 году достигли очередного максимума — $25,8 млн.

Императорские курильницы в форме журавлей, $16,7 млн
предоставлено·Christie's LTD

Императорские курильницы в форме журавлей, $16,7 млн

Аукцион Christie’s (Гонконг)

Продано за $16,7 млн

Две двойные императорские курильницы в форме журавлей на аукцион Christie's в Гонконге выставил известный английской коллекционер китайского искусства Альфред Моррисон. Изначально фигурки оценивались довольно скромно, примерно в $1,2 млн, но за этот лот развернулась уже ставшая привычной на китайских аукционах последнего времени отчаянная борьба, и в итоге первоначальный эстимейт был превышен более чем в 10 раз. Обладателем журавлей стал известный коллекционер живописи в стиле импрессионизма и коллекционных вин, крупнейший землевладелец Гонконга Джозеф Лау, состояние которого в 2011 году Forbes оценил в $6,3 млрд.

Чжан Сяоган, «Глава нового века — Рождение Китайской Народной Республики», $6,7 млн
предоставлено·Sotheby's

Чжан Сяоган, «Глава нового века — Рождение Китайской Народной Республики», $6,7 млн

Аукцион Sotheby's (Гонконг)

Продано за $6,7 млн

Чжан Сяоган (род. в 1958 году) — один из самых известных современных китайских художников, символист и сюрреалист, прославившийся монохромными и довольно мрачными «семейными» портретами, на которых люди выглядят застывшими копиями друг друга. Очень популярный у западных коллекционеров китайского искусства художник и, как следствие, один из самых дорогих. Продажа его картины в 2010 году за $6,7 млн неназванному покупателю — очередной персональный рекорд автора.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+