Новости рынка современного искусства в последнее время были похожи на прогнозы погоды нынешним московским летом — настолько же безрадостные, насколько предсказуемые. Как в случае со стихийным бедствием, можно было только ждать, когда все это кончится. И похоже, что это все-таки закончилось.
Минувший год был годом тотальной катастрофы: согласно ежегодному отчету агентства Artprice «Contemporary Art Market 2009/2010», в 2009 году мировой объем аукционных продаж современного искусства упал почти в три раза по сравнению с 2008 годом, когда этот рынок достиг рекордной отметки в €975 млн. Впрочем, как оказалось, это была не кома, а лишь глубокий нокаут, восстанавливаться после которого рынок принялся довольно резво. Оправившись от шока, коллекционеры и особо отчаянные инвесторы стали активно покупать подешевевшее искусство.
С июля 2009-го по июль 2010 года аукционы продали современного искусства на €443 млн. Это, конечно, меньше, чем в последний предкризисный год, но вот что примечательно: эта сумма является итогом продаж 30 300 лотов — на 1000 лотов больше, чем купили с июля 2007-го по июль 2008 года. То есть современное искусство берут сейчас даже активнее, чем до кризиса. Но при этом 83% всех проданных лотов contemporary art — это работы стоимостью до €10 000.
Дорогое современное искусство берут гораздо менее охотно — кризис больнее всего ударил по первым именам. Как отмечает Artprice, в 2009 году работы легенды британского андерграунда Бэнкси продавались за треть и даже четверть его докризисных цен, от продаж ультрамодного американского скульптора и художника Джеффа Кунса осталась лишь треть, а продажи «иконы» contemporary art Дэмиена Херста упали в 14 раз.
Недавний эксперимент аукциона Christie's, который выставил на торги роскошную картину Херста «Я стал смертью, разрушителем миров» с «докризисным» эстимейтом закончился, по сути, провалом: работу удалось продать лишь за $3,43 млн, ниже минимальной цены. В целом лишь 40% выставленных на Christie's работ были проданы с превышением эстимейта, хотя распродать удалось 86% всех лотов. Результат эксперимента однозначен: к возвращению высоких цен покупатели не готовы, но дешевое берут довольно охотно.
Именно недорогие работы обеспечили объемы продаж самых востребованных художников этого непростого времени, хотя в активе каждого из них есть шедевры, которые покупали за миллионы долларов даже в уходящие угрюмые времена. Какие современные художники продавались в этом году лучше всего?