К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Самые важные события культуры и искусства в 2012 году

Самые важные события культуры и искусства в 2012 году
Какими финансовыми, зрительскими, читательскими и пользовательскими рекордами запомнится год несостоявшегося конца света

В 2012 году шоу-бизнес ставил один рекорд за другим. Музыкальный клип до этого малоизвестного корейского певца собрал один миллиард просмотров на Youtube. Компьютерная игра обогнала самый кассовый фильм по сборам. Эротический роман по мотивам «Сумерек» стал самой успешной книгой года. Никита Михалков подчинил своей воле Samsung и Philips. А Джордж Лукас, Джеймс Бонд и Бильбо Бэггинс наделали шуму в киноиндустрии. Провожая уходящий год, Forbes выбрал 15 главных событий из мира культуры, имеющих далеко идущие последствия в мире денег.

Поглощение года: Walt Disney и Lucasfilm
Fotobank·Getty Images

Поглощение года: Walt Disney и Lucasfilm

В пятерке самых прибыльных кинофраншиз в истории «Звездные войны» и «Пираты Карибского моря» занимают третью и четвертую строчки соответственно. Совокупные сборы десяти фильмов Lucasfilm и Walt Disney Pictures равны $8 млрд. Успешнее — только «Бондиана» (но в ней 23 эпизода) и «Гарри Поттер», благополучно закончившийся в 2011 году. После покупки компании Джорджа Лукаса за $4,05 млрд империя Walt Disney станет главным производителем блокбастеров в мире. В планах корпорации — чуть ли не ежегодный выпуск новых «Звездных войн» начиная с 2015-го года, оптимизация работы несколько просевшего игрового подразделения LucasArts и строительство «диснейлендов» в сеттинге «Звездных войн». В планах вышедшего на пенсию Лукаса — стать великим реформатором системы образования: он уже заявил, что потратит большую часть из полученных миллиардов на филантропию.

Премьера года: первая часть трилогии «Хоббит»
Fotobank·Getty Images

Премьера года: первая часть трилогии «Хоббит»

Главным блокбастером года стал совместный проект Marvel, Paramount и Disney «Мстители», заработавший в прокате $1,5 млрд (больше — только у «Титаника» и «Аватара»). Но в долгосрочной перспективе сборная супергероев может проиграть команде из тринадцати гномов, волшебника и полурослика. «Хоббит» уже побил все декабрьские рекорды в истории: в день премьеры он заработал $37,5 млн только в США, за первый уик-энд собрал $77,2 млн, а перед Новым годом сборы «Хоббита» приблизились к $500 млн. Секрет успеха — не только в репутации франшизы, рождественском духе сказки, благосклонной прессе и форсированном маркетинге, но и в новой технологии HFR, показывающей зрителю 48 кадров в секунду вместо 24. Многие зрители ходят на фильм дважды: сначала в привычном формате, затем — в новомодном. Подобным образом три года назад добирал кассу «Аватар», шедший и в 3D, и в 2D.

Объединение года: вселенные Angry Birds и Star Wars

Объединение года: вселенные Angry Birds и Star Wars

Коллаборация двух суперпопулярных франшиз в первые же два с половиной часа после выпуска заняла верхнюю позицию в чарте App Store. При этом, в отличие от владельцев Android-устройств, приверженцы техники Apple могли скачать игру только за деньги: либо за $0,99 в обычном качестве, либо за $2,99 в HD-формате. Игра вышла в начале ноября, так что в финансовых отчетах компании Rovio (рыночная стоимость в 2011 году — $1,2 млрд) ее успехи пока не отражены, но прогнозы впечатляют: речь идет о сотнях миллионов установок. В игре есть возможности для покупки за реальные деньги различных джедайских бонусов, а порты на новые медиаплатформы выходят чуть ли не еженедельно. Блокбастер Angry Birds Star Wars уже появился на ПК, в Facebook и даже в формате настольной игры. Этот проект важен не только с точки зрения коммерческих показателей, но и как факт легитимизации видеоигр в поп-культуре: отныне Angry Birds — величина настолько очевидная, что может ставиться впереди бренда Star Wars.

Игра года: Call of Duty: Black Ops 2

Игра года: Call of Duty: Black Ops 2

Еще в 2008 году Grand Theft Auto 4 заработала за первые сутки $310 млн., обставив и самый успешный в этом плане фильм «Человек-Паук — 3», и самую успешную книгу «Гарри Поттер и Дары смерти». С тех пор выходили еще более прибыльные Halo и Call of Duty: Modern Warfare, но самый главный рекорд был поставлен лишь в конце 2012 года. Игре Black Ops 2 удалось за 15 суток заработать $1 млрд, символически опередив на день «Аватар» Джеймса Кэмерона. При этом полмиллиарда издатели игры получили уже в первые сутки, обогнав по этому параметру самый успешный фильм — все того же «Гарри Поттера и Даров смерти» — более чем в пять раз, а «Аватара» — в двадцать. Таланты из Голливуда уже не первый год мигрируют в игровую индустрию, и чем больше таких громких цифр будет появляться в прессе, тем быстрее пойдет эта утечка мозгов.

Возвращение года: новые приключения Джеймса Бонда
Fotobank·Getty Images

Возвращение года: новые приключения Джеймса Бонда

После истории с банкротством Metro Goldwyn Mayer у наблюдателей появились серьезные основания сомневаться в успехе операции «007: «Координаты «Скайфолл». Однако судьба им явно благоволила. Во второй половине 2012-го удача улыбнулась героям, и в продвижение картины оказались втянуты могучие силы. Королева Елизавета II согласилась сняться с Дэниелом Крейгом в фильме для открытия Олимпийских игр в Лондоне, СМИ по всему миру опубликовали десятки тысяч статей о 50-летнем юбилее «бондианы», а партнеры фильма по продакт-плейсменту, запустив рекламные кампании, оказали посильную помощь и самому Джеймсу Бонду. В итоге «007: Координаты «Скайфолл» оказался самым выносливым игроком в осеннем прокате, заработав по всему миру $974,2 млн. Это абсолютный рекорд для «бондианы», первое место в британском прокате и главный блокбастер в активе Sony.

Финал года: окончание саги «Сумерки»
Fotobank·Getty Images

Финал года: окончание саги «Сумерки»

Тинейджерское безумие длиной в четыре года, пять фильмов и три книги наконец-то закончилось. Франшиза заняла 12 строчку в списке самых коммерчески успешных киносериалов, заработав почти $2,5 млрд для независимой студии Summit Entertainment. Точнее, бывшей независимой: в минувшем году она была куплена империей Lionsgate Entertainment. Теперь самый вероятный кандидат на замещение «Сумерек» — курируемый той же Lionsgate сериал «Голодные игры», основанный на популярной среди подростков книжной трилогии. Первая часть новой эпопеи вышла весной этого года и собрала в прокате $684 млн — в полтора раза больше, чем «сумеречный» дебют, и почти столько же, сколько «сумеречный» финал. Таким образом, конкурентная стратегия Lionsgate в 2012 году была едва ли не самой интересной в Голливуде: с помощью одной сделки и одной премьеры компания заявила свои права на всю молодежь.

Покупка года: картина Эдварда Мунка «Крик»
Fotobank·Getty Images

Покупка года: картина Эдварда Мунка «Крик»

Главная сделка на арт-рынке в уходящем году — покупка американским миллиардером Леоном Блэком «Крика» Эдварда Мунка на аукционе Sotheby’s за $119 922 600. На открытых торгах такие суммы за произведения искусства еще никогда не платили, а вот в частном порядке заключались сделки и посерьезнее. Самая крупная арт-покупка в истории была сделана в феврале 2012 года, когда семья эмира Катара купила «Игроков в карты» Поля Сезанна за $250 млн. Между этими событиями есть ряд любопытных сходств. И «Крик», и «Игроки в карты» — не единичные произведения, а серии картин (Мунк сделал четыре версии, Сезанн — пять), обе серии были начаты в 1890-х, обе выполнены в жанре импрессионизма, обе становились мишенями первоклассных воров.

Книга года: третья часть романа «Пятьдесят оттенков серого»
Fotobank·Getty Images

Книга года: третья часть романа «Пятьдесят оттенков серого»

Самой популярной книгой на Amazon в 2012 году стала третья часть трилогии «Пятьдесят оттенков серого» британки Эрики Леонард Джеймс — роман в жанре BDSM, описывающий сексуальные отношения робкой студентки и всевластного молодого миллиардера. Книга стала рекордсменом не только по количеству заказов, но и по динамике скачиваний через Amazon Kindle, первой преодолев миллионную отметку. Пока третья часть романа устанавливала цифровые рекорды, первая серия победила в английских чартах «Гарри Поттера» и «Код да Винчи», став самой быстро продаваемой книгой в истории Великобритании. Общий тираж трилогии сегодня приближается к 100 млн копий. Пока Universal, Sony, Paramount и Warner Bros. сражались за права на экранизацию (победила первая), редакция Time включила Э.Л. Джеймс в сотню самых влиятельных людей мира.

Песня года: Skyfall певицы Адель
Fotobank·Getty Images

Песня года: Skyfall певицы Адель

На сегодня счетчик просмотров клипа Skyfall только на официальной YouТube-странице певицы приближается к 75 млн, а существуют еще сотни страниц-клонов, на некоторых из них число просмотров доходит до 10 млн. Меньше чем за сутки песня заняла первую строчку в рейтинге продаж британского iTunes, обогнав Рианну и Тейлор Свифт. В декабре мировые продажи сингла приблизились к отметке в 4 млн копий. Песня уже номинирована на «Золотой глобус» и Critic’s Choice Awards и, вероятно, будет бороться за «Оскар» (хотя карты ей может смешать новая экранизация «Отверженных» Виктора Гюго с поющими Хью Джекманом, Расселом Кроу и Энн Хэтэуэй). Но Адель все равно не в обиде: благодаря синглу ее последний альбом «21» стал самым продаваемым в этом году сборником американского iTunes, хотя вышел еще в январе 2011-го. Интересно было бы подсчитать, сколько денег заработал для Адель сверхмужественный Дэниел Крейг, заявивший, что ее песня заставила его плакать.

Ролик года: Gangnam Style
Fotobank·Getty Images

Ролик года: Gangnam Style

Клип Gangnam Style корейского певца PSY стал самым вирусным видео в истории YouTube: 22 декабря количество его просмотров перевалило за миллиард. Это событие не только разрушило гегемонию юного канадского певца Джастина Бибера и его хита Baby, но и изрядно озадачило специалистов музыкальной индустрии. Объяснить феномен PSY и успех вирусного видео в новой медийной реальности не под силу никому, в том числе и самому певцу. Ему, впрочем, и не до того: впервые за свою карьеру он гастролирует по всему миру, выступая то с Мадонной, то с генсекретарем ООН Пан Ги Муном. Но основной PR все равно делается без ведома музыканта: клип используют в своих целях политические активисты из организаций калибра Amnesty International, а танцевальные движения веселого корейца неожиданно повторяют такие знаменитости, как Дэвид Кэмерон, Барак Обама и Никита Джигурда.

Перформанс года: открытие Олимпийских игр в Лондоне
Fotobank·Getty Images

Перформанс года: открытие Олимпийских игр в Лондоне

Для участия в показанном миллиарду зрителей грандиозном спектакле «Острова чудес» были мобилизованы самые боеспособные культурные единицы Великобритании. Режиссером шоу стал обладатель премии «Оскар» Дэнни Бойл. В саундтрек вошли композиции Muse, The Smiths,  Pink Floyd и Лондонского симфонического оркестра, а песни Beatles исполнил лично сэр Пол Маккартни. Главным камео вечера стал очень убедительно смонтированный для телезрителей «прыжок» с парашютом королевы Елизаветы II. В других ролях мелькнули Джеймс Бонд, мистер Бин и Мэри Поппинс. Олимпийский огонь на стадион доставил Дэвид Бэкхем. Декорации и спецэффекты шоу выглядели, как спектакль по мотивам «Властелина колец». Вместо заявленных Олимпийским комитетом 4 млн зрителей церемонию увидело, по разным оценкам, около миллиарда. Для блокбастера с бюджетом в $40 млн рентабельность невероятная.

Воскрешение года: гастроли Майкла Джексона
Fotobank·Getty Images

Воскрешение года: гастроли Майкла Джексона

Рост продаж альбомов после смерти певца — вещь привычная и закономерная, но успешные гастроли умершей поп-звезды — это что-то новенькое. Майкл Джексон спустя три года после смерти продолжает собирать стадионы: концертный тур Michael Jackson The Immortal World Tour заработал в этом году $147 310 505 за 183 выступления. Из них только 9 сопровождались аншлагом и визитами знаменитостей вроде Брэда Питта и Анджелины Джоли. Однако и компания Sony, лицензировавшая музыку для шоу, и фонд Michael Jackson Estate, ведающий наследием короля поп-музыки, и цирк Cirque Du Soleil, организовывающий перформанс, остались довольны. В следующем году посмотреть на приключения главных циркачей планеты в придуманных Майклом Джексоном мирах смогут и россияне: в январе шоу будут давать в Москве и Казани.

Гастролер года: Мадонна
Fotobank·Getty Images

Гастролер года: Мадонна

В рамках концертного тура в поддержку альбома MDNA Мадонна дала 88 представлений. 13 ноября журнал Billboard, проанализировав данные с 72 концертов, подвел следующие итоги: 1 635 176 зрителей, $228 406 085 в копилку певицы и ни одного шоу, билеты на которое не были бы полностью распроданы заранее. Эти цифры позволяют Мадонне стать самым успешным гастролером года, но свой личный рекорд она не побила: несколько лет назад турне Sticky & Sweet Tour принесло ей около $400 млн. Зато певица открыла для себя четыре новых региона — Колумбию, Объединенные Арабские Эмираты, Украину и Шотландию, и устроила ряд политических провокаций, среди которых поддержка Pussy Riot даже не самая громкая. В Турции Мадонна показала зрителям грудь, в Израиле нарвалась на скандал со свастикой, а в США в шутку назвала Обаму «черным мусульманином».

Налог года: «закон Никиты Михалкова»
Fotobank·Getty Images

Налог года: «закон Никиты Михалкова»

В конце 2010 года Российский союз правообладателей (РСП) получил от государства право взимать 1% от прибыли, полученной производителями техники с продаж устройств, подходящих для записи, воспроизведения и хранения аудио- и видеоматериалов. В список гаджетов попали не только видеоплееры и карты памяти, но и, например, диктофоны. Скандал по поводу «закона Никиты Михалкова», как водится, вскоре был забыт всеми, кроме жертв. Однако в конце 2012-го были обнародованы данные по деятельности РСП за 2011 год, и дискуссия разгорелась заново: организации удалось собрать с производителей техники 683 млн рублей, но до правообладателей дошло лишь 290 млн. Остальные средства были направлены на обеспечение оперативной деятельности РСП — например, на суды с производителями и продавцами техники. За прошедший год платить организации Михалкова согласились такие компании, как Samsung, Philips, Nokia, Sony и Canon.

Проект года: система управления российским кино от Владислава Суркова
Fotobank·Getty Images

Проект года: система управления российским кино от Владислава Суркова

Доля государства в киноиндустрии постоянно растет: только в 2012-м налогоплательщики обеспечили 43% бюджетов российских фильмов. Но доля отечественных картин в национальном прокате за минувший год только снизилась. Чтобы противостоять засилью западных ценностей, государство выделило на поддержку российского кинематографа 5,4 млрд рублей. Примерно треть досталась Министерству культуры, остальное оказалось в распоряжении Фонда кино. 2,2 млрд фонд потратил на непрямое финансирование кинопроектов, разделив деньги между десятью ведущими кинокомпаниями, еще 1,5 млрд — на конкретные социально значимые проекты. Недовольный таким подходом вице-премьер Владислав Сурков намерен упорядочить распределение средств, четко разделив полномочия фонда и министерства. С 2013 года доля безвозвратных субсидий фонда снизится, а получателей грантов будет утверждать министерство. Доля инвестиций фонда, предполагающих возврат средств, напротив, возрастет. Таким образом,  убытки государства будут частично минимизированы за счет стопроцентных блокбастеров. А заявки на финансирование от деятелей авторского кино будут строже проверяться на соответствие стратегическим интересам государства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+