Закончилась лондонская Олимпиада на славной ноте достаточно однообразной — и в плане музыки, и в плане образов — британской эстрады. В отличие от эпохальной церемонии открытия, шоу закрытия оказалось очень домашним и было рассчитано скорее на внутреннюю аудиторию. В некотором смысле провалом стало отсутствие здесь таких звезд, как Дэвид Боуи или Кейт Буш — при наличии фонограммы последней. Вселенский номер с видео Фредди Меркьюри и гитарным соло Брайана Мэя был прекрасен, но закончить Олимпиаду художественный руководитель шоу Ким Гэвин все же предпочел менее вселенскими The Who. Воссоединения Spice Girls, конечно, ждали многие, но в большинстве звезды здесь были местного разлива.
Как, впрочем, и антураж. Получилась классическая британская дискотека с большим количеством кислотных цветов, высоких каблуков, двухэтажных автобусов, смешных пиджаков и какофонии поп-мелодий. За последние две недели похожий музыкальный набор доносился со всех олимпийских площадок, перерывы любых соревнований неизменно заполнялись группой Blur, разумеется, Queen со стадионной We Will Rock You и смешной мелодией из «Шоу Бенни Хилла». Было такое ощущение, что некоторые соревнования проходили в большом ночном клубе, где на заднем плане маячили спортсмены, очки и секунды.
Но так, наверное, и должно быть: олимпийцы зарабатывают медали, а для публики создается невероятно воодушевляющая атмосфера всеобщей вечеринки. Уж что-что, а устраивать вечеринки британцы умеют.
Тем более ничто от танцев и хорового пения не отвлекало. Лучший индикатор абсолютного успеха этой Олимпиады — то, что она пролетела. Не тянулась от скандала к скандалу, не утопала в транспортных проблемах или нехватке общепита, не отвлекалась на проблемы с безопасностью, а легко и непринужденно отпорхала.
Усилий на всю логистику было затрачено немеряно, но стороннему наблюдателю они были практически незаметны. Социальная компания а-ля «бегите из Лондона» сделала свое дело: очень многие жители британской столицы из города уехали или, по крайней мере, в местах олимпийского столпотворения носа не показывали. Поэтому город, особенно по вечерам, был пуст, насколько это возможно во время такого мероприятия. Как разводили десятки тысяч людей до и после соревнований, вообще загадка. В большинстве случаев на дорогу до олимпийских объектов уходило меньше времени, чем в обычные дни, проверка безопасности и с рамками, и с досмотрами пролетала за 10 минут, после чего зрители, которых умоляли приезжать минимум за полтора часа до события, слонялись, сметая всю еду, напитки и алкоголь.
Кстати, об алкоголе. Три официальных марки вина нынешней Олимпиады — красное из Бразилии, которая принимает следующую летнюю Олимпиаду, и белое и розовое из южноафриканского Стелленбоша — везде продавались только в пластмассовых бутылках. «Как все продумано!» — говорили возбужденные фанаты, стуча бутылками друг другу по голове.
Как верно заметил глава Сбербанка Герман Греф, который целый день гулял по Лондону, все усилия для создания идеальных Игр были абсолютно незаметны. Греф сильнее других российских официальных лиц, а главное, искреннее впечатлился достижениями Лондона. «Вы понимаете, тут такое количество полицейских, но их совершенно незаметно, никакого дискомфорта, и они все подчеркнуто вежливые. И нет пробок!» — с восторгом и горящими глазами рассказывал глава Сбербанка журналистам. И было приятно, потому что Игры удались на славу, чего уж там юлить, но в России открыто это признать почему-то решаются немногие.
Вчера все ждали, что президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге в очередной раз назовет закончившиеся Игры лучшими в истории, но он воздержался. Поэтому британцы не стали скромничать и, едва дождавшись окончания последних награждений, начали засыпать себя комплиментами сами.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон хвалил страну за то, что Британия «сделала это», хвалил обеспечивавших безопасность военных, королева Елизавета II очень трогательно говорила спасибо не только национальной сборной, но и всем странам британского Содружества наций, глава оргкомитета Олимпиады Locog Себастьян Коу хвалил все больше себя, причем прямо на церемонии закрытия, намекая на то, что он покорил Лондон. Но ему можно: не дождавшись окончания Олимпиады, Кэмерон назначил лорда Коу, некогда великого легкоатлета и чемпиона московской Олимпиады-80, послом по вопросам олимпийского наследия.
Теперь самый знаменитый британский спортивный чиновник будет консультировать правительство по вопросам того, как выжать из Олимпиады экономическую выгоду по максимуму и распорядиться тем, что Лондон получил после нее, — огромной спортивной инфраструктурой, армией подготовленных волонтеров и болеющими спортом британцами.
С последним все проще. Впереди еще Паралимпиада, и нынешние соревнования уже подняли ее популярность невероятно. Паралимпийские игры всегда идут каким-то довеском к состязаниям олимпийцев, но Британия обещает провести самые успешные и популярные в истории пара-Игры, ведь даже оргкомитет у тех и других один. Заразительный спортивный кураж дает о себе знать: если до конца июля билеты на Паралимпиаду продавались тихо и размеренно, за последние 14 дней они стали улетать с огромной скоростью. Британцы хотят продолжения спортивного праздника и теперь скупают все остатки без разбора. Мэр Борис Джонсон даже заговорил о том, что в конечном итоге спрос может превысить предложение.
Что касается инфраструктуры, то Лондон ждет окончания всех событий, чтобы закрыть олимпийский парк и начать разбирать временные конструкции и передавать новым пользователям стадионы. Шесть из восьми площадок нашли новых управленцев (олимпийские объекты останутся в собственности государства, но будут сдаваться во временное управление), пока туманна судьба огромного медиацентра и олимпийского стадиона, который по количеству мест уменьшат почти вдвое.
Наконец, волонтеры. Британское правительство даже учредило специальный фонд, который будет вести учет всего подготовленного персонала, который можно на добровольных началах привлекать к другим мероприятиям.
Но это все потом. А пока Британия переживает колоссальную эйфорию и гордится собой. Елизавета II сказал еще одну важную вещь про эти Игры, банальную, но важную — это объединение нации. Церемония закрытия, к слову, это очень хорошо показала. Это мы, кислотные, на высоких каблуках и в смешных пиджаках, но мы сделали лучшее, что вы могли увидеть и пережить. Мы такие.