После каждой Олимпиады только ленивый не проводит параллели между едва стоящими на ногах гостями «русских домов» и упущенными медалями. Но в олимпийском Лондоне наши соотечественники пока не сильно шумят — возможно, прислушались к настоятельной просьбе Дмитрия Медведева, убеждавшего спортсменов думать не о водочном спонсоре Bosco Club, а о тренировках и соревнованиях. И хотя свести к нулю светскую жизнь на Олимпиаде невозможно, музыка с русских площадок все же стала звучать потише.
Пока самые громкие инциденты, связанные с российским олимпийским присутствием в Лондоне, относятся больше к политике. Сначала акцию против проведения зимней Олимпиады в Сочи провели потомки черкесов, которые проживали на территории Краснодарского края и требуют признать свое вытеснение с этих территорий геноцидом. Несколько человек специально для этого прилетели из США (кстати, в Ванкувере в 2010 году проходила такая же акция). А сейчас выясняется, что группа «Сирийцы в Британии» требует аннулировать визу и не допускать на Олимпиаду вице-президента Олимпийского комитета России и олигарха Владимира Лисина (№2 в списке Forbes) — корабли принадлежащей ему транспортной компании UCL якобы задействованы в поставках оружия президенту Башару Асаду.
Присутствие России в центральном Лондоне, конечно, впечатляет: три основные площадки со своими графиками мероприятий, а есть еще Всероссийская ассоциация летних олимпийских видов спорта (ВАЛОВС) и снятый ею особняк недалеко от отеля Ritz. Но русские павильоны, по крайней мере в самой России, обсуждаются все больше в отрыве от реальности — точнее, от того, как организовывают себе олимпийский досуг другие страны. Широту наших гуляний переплюнуть сложно, но, во-первых, любая национальная площадка складывается и из других событий (о чем вообще никогда не говорят), а во-вторых, есть нации и пошумнее. Например, бразильцы. Они заправляют сейчас шикарным особняком Сомерсет-хаус на набережной Темзы. Гуляют бразильцы громко и ярко, но без перегибов, и к ним всегда можно заглянуть на утреннее/дневное/вечернее шампанское. Ну, и надо подождать, пока 3 августа не откроется «дом Ямайки» на площадке арены О2 (на время Игр — арена North Greenwich): ямайцы претендуют на олимпийское «золото» за гостеприимство и самую дорогую в истории национальную площадку — она обошлась почти в ₤3 млн. Так что русские посиделки не становятся менее яркими, но по крайней мере их есть с чем сравнивать.
Сейчас все уже привыкли к Russia.Park в Кенсингтонских садах, а когда несколько месяцев назад место его организации наконец было подтверждено, у многих широко раскрывались глаза. Еще бы: лужайка у самого Кенсингтонского дворца, некогда загородного дома британских королей и последнего места жительства принцессы Дианы, используется для спорта, стрельбы из лука и как вертолетная площадка. Сейчас здесь живет кузен королевы Елизаветы II — принц Майкл Кентский, а к концу 2013 года ожидают переезда принца Уильяма и Кейт Миддлтон. А пока тут заправляет Олимпийский комитет России — это его официальная точка.
Russia.Park встречает по утрам бесплатной полуторачасовой йогой, мини-катком с площадкой для керлинга, искусственным травяным ковром, живой музыкой, детской программой и — ключевое! — безалкогольной зоной. У Russia.Park нет лицензии на продажу алкоголя, тем более на территории Королевских парков (куда входят Кенсингтонские сады), а с местными законами желательно считаться. С одной стороны, это вроде как автоматически снимает с него клеймо «рассадника русских неконтролируемых вечеринок». С другой стороны, нужно было видеть лица публики, пришедшей сюда на трансляцию открытия Олимпиады.
Но мало безалкогольной зоны — так тут еще и нельзя шуметь после 23:00! И что удивительно: здесь никто не бьет себя кулаком в грудь, возмущаясь: «А почему это нам нельзя?!». Вместо этого в одиннадцать вечера организаторы спокойно выходят на сцену, просят собравшихся отнестись к этому с пониманием, выключают большой телевизор — и все, будучи уже морально готовыми к тому, что проход российской сборной во главе с Машей Шараповой они будут смотреть в повторе, на трезвую голову расходятся в близлежащие пабы.
Есть у Russia.Park еще и деловая программа, туристические и бизнес-презентации, сюда привозят олимпийцев на «чествования». Все вроде чинно, за исключением того, что это российская площадка: не помню, чтобы хотя бы одно мероприятие началось здесь вовремя.
В 10 минутах ходьбы отсюда стоит презентационная площадка Sochi.Park с запредельно технологичными павильонами российских спонсоров, 4D-кинотеатром, искусственным снегом и ледовым шоу Ильи Авербуха со всеми нашими самыми-самыми фигуристами. Можно, конечно, рассказать, как оргкомитет «Сочи-2014» продает билеты от ₤15 за вход на все аттракционы, но это опять же зацикливание на себе. Тем более что так этот павильон будет окупаться, а единственный полностью бесплатный нацдом в олимпийском Лондоне — швейцарский.
Ну и куда же без Bosco Club в стиле английского клуба, расположившегося в здании Британской академии и Института современного искусства на Carlton House Terrace и аллее Мэлл, неподалеку от Букингемского дворца. Шикарно, чего уж скрывать. Старинный особняк, который я помню еще как дом Ассоциации иностранной прессы, тематические интерьеры и про Россию, и про Украину, и про Испанию, которую Bosco тоже одевает на этот раз. Вечеринки — да. Даже три испанца на них были замечены.
К вечеру VIP-публика курсирует между двумя площадками — Bosco Club и русским рестораном «Ginza Project Мари Vanna». С утра в соцсетях идет фотохвастовство, кто больше «випов» заполучил. Но Bosco, надо признать, предельно демократичен. Конечно, «семья» Bosco Club, как всегда, немного снобствует, но в целом вечеринки здесь вполне доступны простым смертным. Пускают на них покупателей бутиков марки, коих в Лондоне к Олимпиаде расплодилось немало, а на концерт Петра Налича 31 июля билеты и вовсе разыгрывали среди широкой публики.
… Вот Андрей Макаревич пробирается через танцующую толпу, широко улыбаясь и со всеми подряд как-то очень искренне здороваясь. Вот Роман Костомаров с Алексеем Ягудиным, зайдя в зал, вовсе ленятся пробиваться в VIP-ложу и принимаются танцевать прямо у двери — все знают, как прекрасно они танцуют, особенно на дискотеках… Мне думается, это все демократичная аура Лондона. Она очень подкупает, ведь на постоянное задирание носа тоже силы уходят, а тут можно расслабиться, потому что нос задирать тут ну совсем не принято. Вот и встречаешь потом Антона Носика в ночном автобусе.
Так пока спокойно гуляет русский Лондон. Хотя «русские дома» — это вовсе не все болельщики, которых почему-то все еще не очень много. Может, потому что идет первая неделя соревнований, а похвастаться спортивными достижениями пока не получается?