Россию почти ничто не объединяет с ее бывшими сателлитами
В конце июля я был в Стокгольме. Там проходил VIII Всемирный конгресс Совета по изучению Центральной и Восточной Европы (ICCEES). На такие конгрессы раз в пять собирается примерно 1500 исследователей со всего мира. Формально это главное международное событие для исследователей, изучающих Россию и ее соседей. По академическому уровню ICCEES уступает своему главному конкуренту, ежегодному конгрессу ASEES (Американской ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований). Зато у ICCEES шире охват. В отличие от ASEES, едва ли не половина участников нынешнего конгресса представляет университеты из стран изучаемого региона. Отчасти дело тут, видимо, в «международном» статусе ICCEES (в отличие от «национальной» ASEES), отчасти же в том, что ICCEES последние лет 20 проходит в Европе, и добраться сюда дешевле, чем в Лос-Анджелес или Новый Орлеан. Дело, конечно, не только в стоимости билетов. На ICEES присутствуют и многочисленные делегации из стран вроде Японии или Австралии, редко представленных в таких масштабах на американских конференциях.
Но несмотря на многочисленность участников, тем более впечатляющую, что финансовый кризис серьезно сократил университетские бюджеты, кризис жанра налицо. Тема прошлого, берлинского, конгресса — «Европа — наш общий дом?», нынешнего — «Евразия — перспективы расширения сотрудничества». Это, конечно, не научные темы. Программа конгресса — смешение секций, посвященных самым разнообразным предметам, от политики идентичности до реформирования систем здравоохранения, от средневековой литературы до миграционных процессов. В теории, такое смешение должно стимулировать междисциплинарный диалог. На практике же этого не происходит. У ученых, собравшихся на конгресс, нет в большинстве случаев ни общих интересов, ни общей повестки дня, ни общих представлений о дальнейшем развитии той области исследований, к которой они все, якобы, относятся.
Проблема, кажется, именно в том, что область эта определена не дисциплинарно или проблемно, а географически. Конгресс посвящен процессам на территории бывшей советской империи. Неслучайно русский — один из двух рабочих языков конгресса наравне с английским. России это должно было быть лестно: целая область исследований, де-факто посвященная «русскому миру». Более того, подобная формулировка тематики конгресса словно бы означает признание и самого факта существования региона, организованного вокруг России.
На самом же деле, общей для стран региона, похоже, является только история — схожие последствия политики, проводившейся Советским Союзом и Российской империей, и общее стремление к преодолению этих последствий. Неслучайно и в качестве ключевого докладчика на открытие конгресса был заявлен Михаил Горбачев: уже сам этот выбор задает взгляд, нацеленный в прошлое, не в будущее. Никакой другой общей концептуальной рамки для понимания происходящего в своих странах у ученых из этого региона, пожалуй, и нет. Гражданам стран Восточной Европы рассматривать себя в «евразийском» контексте все менее интересно: точкой отсчета для них являются государства ЕС. Но то же самое относится и к России. В самом деле, разве в отечественных университетах российские проблемы изучаются в контексте восточноевропейских или евразийских? Нет, конечно. И отделение России от региона прочно закреплено в организационной структуре отечественных университетских факультетов и академических институтов.
Как ни смешно, сохранение постсоветской «Евразии» в качестве отдельного объекта для изучения обусловлено на сегодня главным образом административной инерцией в американских и западноевропейских университетах, где до сих пор существуют оставшиеся со времен холодной войны центры исследований данного региона. А раз есть центры, то нужны и ассоциации, и конференции. Никаких концептуальных оснований для проведения конгрессов «по изучению Центральной и Восточной Европы» не остается.
Возможно, это и к лучшему: многие наши проблемы плодотворнее, пожалуй, изучать в сопоставлении с латиноамериканским или африканским опытом.
Автор — директор по прикладным исследованиям РЭШ