Закончившаяся 2 декабря «русская неделя» аукционных торгов в Лондоне принесла массу неожиданностей. Сенсацией закончился и последний день: на торгах MacDougall's картина русско-американского художника Николая Фешина «Маленький ковбой» была продана 2 декабря за £6 956 269 ($10,8 млн). Поражены были все, включая организаторов торгов: ведь всего несколькими месяцами ранее, в мае, эта же картина ушла на аукционе Doyle New York всего за $632 500.
Перед аукционом «Маленький ковбой» находился в лучшем случае в конце первой десятки топ-лотов аукциона MacDougall's, предварительно его оценили в £500 000-600 000. «Такого, конечно, нельзя было ожидать, я просто в шоке», — призналась мне совладелица MacDougall's Екатерина Макдугалл. Превышение эстимейта более чем в 10 раз — следствие отчаянной борьбы двух покупателей. «Оба они из бывшего СССР, обоим понравилась картина, и оба не хотели уступать, такое бывает на аукционах», — говорит г-жа Макдугалл. На MacDougall’s был продан и второй самый дорогой лот «русской недели» — но тут уже успех был скорее ожидаемым: за £1 874 069 купили «Вид на острове Валаам. Кукко», картину одного из главных русских классиков Ивана Шишкина.
Продажа «Маленького ковбоя» принесла MacDougall's почти половину его общей выручки «русских торгов»: за два дня она составила почти £16,2 млн, и это позволило аукционному дому опередить всех конкурентов. Christie's наторговал на £14,9 млн, обойдя и своего злейшего конкурента Sotheby's (£10,3 млн), и дом Bonhams (£3,4 млн). А в общем, все аукционные дома выступили достаточно ровно. Лучше, чем в ноябре прошлого года, но практически без неожиданностей. «Ковбой», по сути, стал единственным настоящим сюрпризом всей «русской недели».
Тон в этом смысле задал дом Christie's, открывавший «русскую неделю»: на его торгах 29 ноября были реализованы почти все топ-лоты, но без особенных отклонений от эстимейта. Больше того, топ-лоты секции живописи — работы Константина Коровина, Петра Кончаловского и Александра Яковлева — даже не достигли верхней границы первоначальной оценки. И только пейзаж Исаака Левитана «У кромки воды» при эстимейте в £300 000-500 000 дорос до £690 850. Вынесенная на обложку каталога работа Кончаловского «Версаль. Аллея» едва преодолела нижнюю границу эстимейта, уйдя по цене £829 450. В зале периодически повисало неловкое молчание — цену на очередной топ-лот аукциона не хотели поднимать дальше ни покупатели в зале, ни «телефоны». В кулуарах тем временем рассуждали о том, что топ-лоты «уходят по нормальной цене, а больше платить пока незачем».
Зато ожидаемо «выстрелила» декоративно-прикладная секция Christie's, которая по своему составу и качеству, пожалуй, превосходила изобразительное искусство. Здесь битвы зачастую были гораздо более жесткими и продолжительными, и два самых дорогих топ-лота аукциона относятся именно к прикладному искусству. По цене около миллиона фунтов стерлингов ушла пара огромных ваз Императорского фарфорового завода и императорская презентационная коробка Фаберже (новый мировой рекорд на табакерку Фаберже). Еще один мировой рекорд поставила императорская презентационная табакерка мастера Фридриха Кехли, при эстимейте £250 000-550 000 ее за £505 250 купил известный коллекционер Фаберже Александр Иванов. В целом дом Christie’s продал 67% всех выставленных лотов — по предварительным данным, это лучший показатель среди всех аукционных домов на «русской неделе».
Sotheby’s начинал хуже: на первых торгах 30 ноября было продано только 46,2% всех лотов, но затем продажи пошли активнее — 58,9% на вторых торгах и 64,3% на аукционе икон и работ Фаберже (на Sotheby's Фаберже также шел очень хорошо, абсолютно все лоты были проданы с превышением эстимейта). Ожидаемо хорошо продались работы Александра Яковлева и Алексея Боголюбова и очень хорошо — небольшая скульптура Михаила Врубеля, которую по цене почти вчетверо выше максимальной оценки купил миллиардер и коллекционер Петр Авен. А вот на самый дорогой лот среди современного русского искусства — «Аллозавр» Комара и Меламеда, оцененный в £100 000-150 000, — покупателей не нашлось.
Самым дорогим лотом на Bonhams стал главный заявленный топ-лот — мозаичный стол из Зимнего дворца, при эстимейте £150 000-200 000 проданный за £916 000.
«Тенденция по всем секторам одна и та же: есть интерес, есть люди, готовые покупать, но берут либо что-то до £20 000, чтобы просто на стенку повесить, либо уже абсолютно элитные работы», — говорит Екатерина Макдугалл. Само по себе имя не гарантирует огромных цен, как это иногда бывало в докризисные времена. Сейчас покупатели чаще всего хотят покупать по серьезным ценам лишь бесспорные шедевры художников с именем любого уровня. Если таких работ нет, российские покупатели либо обращают внимание на сравнительно новые для себя имена вроде Николая Фешина, либо вкладываются в проверенные десятилетиями ценности вроде императорского фарфора или изделий Карла Фаберже.