Когда я пишу этот текст, имя победителя Уимблдона еще неизвестно. Но и до окончания финального матча в воскресенье нынешний чемпионат уже запомнился несколькими вещами. Например, сенсационными поражением Рафаэля Надаля, проигравшего сотому в мировом теннисном рейтинге Лукасу Росолу. Или неожиданно рьяной игрой Энди Маррея, часто выглядевшего вечным «вторым номером», но сумевшего-таки осуществить мечту британцев увидеть своего соотечественника в финале Уимблдона через 74 года после Банни Остина. И конечно, буддистским спокойствием Роджера Федерера, с которым самый элегантный современный теннисист обыграл Новака Джоковича и вышел в финал чемпионата в восьмой раз.
И несомненно, в этом году турнир запомнится погодой. Эти бесконечные перерывы из-за дождя и манипуляции с закрытием крыши на Центральном корте — в таких условиях поддерживать в себе силу воли может быть сложно не только игрокам, но и зрителям, приехавшим в пригород Лондона за зрелищем и священной уимблдоновской клубникой со сливками. Каждый год любители спорта потребляют 28 000 кг клубники и 7000 л сливок. К этому обычно прилагается сладковатый, с привкусом джина Pimm's, считающийся самым традиционным британским летним напитком. Хотя с таким летом какой Pimm's? Но через не могу, а пьешь, конечно. Всем дождям назло открываются и тысячи бутылок шампанского Lanson, официального спонсора турнира. Тем, кто от игристого воздерживается, остается выбирать что-то от куда более демократичного Jacob's Creek. Австралийский бренд, в рекламной кампании которого участвует бывший теннисист Андре Агасси, продает на Уимблдоне вина по бокалам и в этом году даже придумал несколько рецептов «теннисных» коктейлей.
Если после матч-пойнтов и тайбрейков вам захочется чего-то поизящнее, чем Jacob's Creek, в винной карте The Gatsby Club в Уимблдоне есть симпатичные позиции. Например, цитрусово-свежий совиньон 2009 Babich Family Estates Black Label Sauvignon Blanc и минеральное, с легкой горечью 2008 Domaine Serge Dagueneau et Filles Pouilly-Fume Tradition, Loire — для тех, кто предпочитает белое. Если вы (не без оснований) считаете, что летняя английская погода располагает к красному, то вот вариант — перечное, ароматное вино 2006 Chateau Mont-Redon Chateauneuf-du-Pape, Rhone или насыщенное, умеренно танинное 2006 Dominio Alto Crianza, Rioja.
В случае, если вы болеете не на одном из кортов в Уимблдоне, а у себя на диване, то делать это можно с вином от бывших и продолжающих карьеру теннисистов. В этом году в чемпионате участвовал канадец Даниэль Нестор, который в родном Онтарио разработал линейку вин под названием Match Point — это шардонне и бордоские бленды, произведенные Stonechurch Vineyards. Вином занимается и австриец Томас Мюстер — бывшая первая ракетка мира и победитель Открытого чемпионата Франции. На винограднике Мюстера площадью 8 га близ границы со Словенией производятся совиньон бланы и мускаты во французском стиле.
То, что в Британии играют в большой теннис, не мешает французам верить в «настоящий теннис» — конечно, французский. Помните эпизод в фильме «Женщина французского лейтенанта», когда герой Джереми Айронса — английский сноб чистой воды, само собой — возвращается в Лондон и играет в странную игру, что-то между теннисом и сквошем? Вот это жё-де-пом (от jeu de paume, от «jeu» — игра и «paume» — ладонь) и есть. Изначально мяч перебивался через низкую сетку рукой, потом в ход пошли биты и ракетки. Жё-де-пом — не только бывший участник Олимпийских игр, прадед тенниса, гандбола и ракетбола, но и фигурант истории Великой французской революции. А все из-за эпизода с клятвой в зале для игры в мяч: в 1789 году депутаты Генеральных штатов от третьего сословия отказались покидать окрестный зал для игры в жё-де-пом, пока не будет написана и принята конституция.
Такой целеустремленности политиков XVIII века могут позавидовать многие из их современных коллег, да и нынешних спортсменов. Интересно, что ведущий французский игрок в жё-де-пом Жан-Гийом Прат говорит, что качества, необходимые для этой игры, — опыт и зрелость, как в шахматах. Жан-Гийом — не только спортсмен, но по совместительству и CEO в группе компаний Domaines Reybier, куда входят Chateau Cos d'Estournel, Chateau de Marbuzet и Tokaj Hétszőlő. Как аккомпанемент к матчам Уимблдона Прат рекомендует 2007 Chateau Cos d'Estournel Blanc — «редкое и элегантное, прекрасный компаньон для азартной игры». Не споря с маэстро, рискну поделиться впечатлениями от 2005 Chateau de Marbuzet с теми, кто все же смотрит в сторону красного. Это мускулистое, прекрасно вылепленное вино, которое, если хватит терпения, стоит держать еще лет 5 — а если нет, то можно пить уже сейчас, когда лето как никогда располагает к кларету.