К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Легкое бордо и возможности для инвестиций

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Урожай 2011 года признан невыдающимся, но это еще не значит, что в него не стоит вкладываться

Бордо подешевело! Впервые с начала мирового экономического кризиса цены на великие бордоские вина пошли вниз. На днях появились первые цены на вина урожая 2011 года, и по сравнению с прошлым годом котировки опускаются на 20-40%. Из великих замков первым цену объявил Chateau Lafite-Rothschild — €450: на 25% ниже, чем год назад стоил урожай 2010 года. Однако пока не очень понятно, мало это или много. Дело в том, что качество урожая 2011 года в целом заметно уступает и прошлому, 2010-му, и позапрошлому, 2009-му. Последний урожай сразу стали сравнивать с тоже довольно скромным 2008-м, который стоит сейчас процентов на 60-80 ниже котировок 2010-го. Так что потенциал для снижения цен на бордо 2011 пока вполне солидный, и производители все еще рассчитывают сохранить выгоды от хорошей конъюнктуры последних двух лет, не опускаясь до уровня кризисного 2008-го.

На стоимость бутылок из бордоских шато влияет не только общеэкономическая ситуация: все же рынок этот слишком мал, чтобы в полной мере быть зависимым от глобальных финансовых катаклизмов. Как бы плохи ни были дела у отдельных банков и целых стран, в мире всегда найдутся желающие купить те несколько миллионов бутылок уровня гран крю, которые выпускают на рынок бордоские шато.

Самое главное — то, каким получился очередной миллезим. И дело не только во вкусовых характеристиках вина. Специфика каждого конкретного года предопределяет в том числе и способность вина к длительной выдержке, от чего в свою очередь прямо зависит инвестиционный потенциал. Природа была благосклонна и милостива к бордоским виноделам. Ровно в тот момент, когда, как казалось очень многим, в том числе и в самом Бордо, золотое десятилетие (в нулевые годы цены на бордоские гран крю выросли на порядок, а сами вина стали важной частью мирового рынка люксовых товаров; символично, что концерн LVMH купил два престижнейших бордоских замка Cheval Blanc и d’Yquem) должно было закончиться ну или как минимум приостановиться, в Бордо случилось два подряд выдающихся года — 2009-й и 2010-й. При этом урожай 2010-го оказался к тому же еще и очень низким по объему — вина было произведено в среднем на 30% меньше, чем годом ранее, что еще подхлестнуло рост цен. За бутылки лучших шато просили уже больше €1000.

 

Мировой кризис, казалось, прошел мимо Бордо. И тем не менее несколько тревожных сигналов прозвучало. Китайцы несколько последних лет вносили существенный вклад в рост бордоских цен, а в 2011 году сразу несколько винных торговцев из Китая не смогли вовремя оплатить заказанные крупные партии вина. И сейчас в Бордо все меньше рассчитывают на поддержку спроса со стороны Китая и других азиатских стран, готовясь к корректировке цен на фоне не слишком удачного урожая. Кристиан Моэкс, управляющий Petrus, хозяйства, бьющего абсолютные ценовые рекорды (стоимость бутылки переваливает за €2000) и совладелец одного из крупнейших негоциантских домов Бордо, прогнозирует снижение цен до 50%, называя урожай 2011 года «трудным».

То, что 2011 год не станет столь же фееричным и успешным, как два предшествующих, было понятно еще прошлой осенью. Климатические условия оказались не слишком хороши для жизненного цикла лозы, виноград созрел не совсем правильно с точки зрения виноделия. Прошедшие же в начале апреля дегустации молодых вин (традиционная бордоская неделя en primeur) в целом подтвердили сдержанные ожидания — урожай невыдающийся. Особенно на левом берегу, в Медоке и Граве, где среди сортов винограда преобладает более требовательный каберне совиньон. Образцы великих замков (категории premiere grand cru) воображение не поразили, и дух от них не захватывало. За исключением, на мой взгляд, Chateau Margaux, впечатлившего гармоничностью и глубиной. Зато безусловная удача 2011 года — белые вина, традиционно производящиеся прежде всего в Граве и Пессак-Леоньяне. Вообще белое бордо на удивление недооцененная категория, и у российских потребителей в частности, но это тема для отдельной статьи.

 

На правом берегу, в Сент-Эмильоне и Помроле, результаты несколько лучше, и далеко не все виноделы разделяют скептицизм Кристиана Моэкса по поводу качества урожая и цен на него. В целом бордо 2011 обещает быть вполне корректным, непровальным. Невыдающийся урожай — еще не значит плохой. Многим хозяйствам в Марго, Пойяке, Сент-Жюльене удались сбалансированные элегантные питкие вина, с хорошей структурой и выразительным ягодным вкусом. Они, может, и не приспособлены для 40- 50-летней выдержки, но при нынешней моде (во многом вынужденной) на молодые вина это обстоятельство вместе со сравнительно невысокими ценами может обернуться преимуществом и обеспечить урожаю 2011 популярность.

Кстати, преобладающая в Бордо система en primeure — фьючерсной продажи вина — дает хорошие возможности для инвестиций, как спекулятивных, так и с целью конечного потребления. Сейчас, когда после дегустации очередного урожая замки стали объявлять цены, эти вина уже можно покупать. В бутылках же они окажутся только через два года, когда их можно будет физически забрать из погребов. Как правило, в момент бутилирования вино автоматически дорожает на 20-30%, что по нынешним низкодоходным временам более чем неплохо. Конечно, есть риск того, что общий уровень цен упадет, но в конце концов вино всегда можно выпить самому.

Вообще Бордо — это не обязательно дорого. Помимо нескольких десятков шато уровня гран крю в регионе есть много производителей с достойным качеством и вполне разумными ценами. Купленные сейчас en premeur вина по цене €10-20 за бутылку гарантированно окажутся через два года удачной личной инвестицией. Особенно если вам есть куда их вывезти из замковых погребов, не пересекая таможенную границу родины.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+