Замечать предубеждения неприятно в принципе, но особенно действует на нервы, если их замечаешь в себе. «Ты просто не любишь южноафриканские вина! Обыкновенный винный расизм», — в сердцах сказал мне импортер вин ЮАР (и уроженец Кейптауна). Винный расизм — это сильно сказано. Но да, я не фанат южноафриканских вин. Они всегда казались мне безнадежно неизящными, как железный дровосек, вдруг оказавшийся в бальном зале. Все, что мне пришлось пробовать, все время что-то напоминало (в основном Францию), но казалось имитацией такой грубой и неумелой, что вызывало неловкость за решившегося на такую подделку. Или все-таки я винный расист? В общем, когда Марейн Овербик — голландец, выросший в ЮАР, — позвал меня на свою дегустацию южноафриканских вин, я согласилась почти в терапевтических целях и в рамках борьбы с гордостью и предубеждением.
Но еще и из любопытства, потому что, кроме вин ЮАР Марейн обещал и местную еду, которую к винам подбирал Дардан Дийоли, работающий личным шеф-поваром главы Банка Англии. Начали дегустацию с wit wyn — то есть с белых вин, как перевел Марейн, решивший заодно преподать гостям урок африкаанс. «Если вы любите стабильность, то из белых сортов пейте шенен блан — он надежный, как лабрадор», — полушутя заявил Овербик перед дегустацией 2011 Hannu Chenin Blanc. С этим я готова согласиться: вне зависимости от личных предпочтений страны и стиля, шенен блан — сорт с узнаваемым и постоянным характером, не меняющимся так сильно, как, скажем, шардонне. К этом молодому, свежему шенен блану отлично подошли королевские креветки в остром соусе.
Тема изменчивости сорта снова возникла, когда разлили следующее вино — 2009 Newton Johnson Chardonnay. Если вы любите французское или, допустим, новозеландское шардонне, это вино, скорее всего, не для вас. Оно родом из городка Германос, куда туристы приезжают понаблюдать за китами. Вино делают из винограда с виноградников, расположенных на высоте 800 м над уровнем моря, сбраживают и выдерживают в дубовых бочках. Это дает шардонне кремовый привкус и почти маслянистую консистенцию, которую хорошо оттеняет рыба, приготовленная на гриле. На мой вкус, это вино чуть тяжеловато, но большинство любителей выдержанного в дубе шардонне были от 2009 Newton Johnson Chardonnay в восторге, и я могу понять, что нравится в этом вине — его фруктовость со сливочной, округлой текстурой.
Из вин такого стиля я скорее предпочту 2011 Bergsig Gewurtztraminer — опять же, мало общего с немецким или французским прочтением гевюрцтраминера, хотя ошибиться и не узнать этот аромат тропических фруктов, меда и роз невозможно. Этот гевюрц не пытается быть сдержанным, это доведение до максимума в пределах одного вина всех возможных характеристик, ароматических и вкусовых. 2011 Bergsig Gewurtztraminer — полусухое вино, и, как и большинство вин из сорта «гевюрцтраминер», оно хорошо сочетается с острыми блюдами (в нашем случае это была курица с чатни с перцем чили).
Главным открытием дегустации вообще были не столько вина, сколько то, насколько по-разному они воспринимаются сами по себе или в сочетании с едой места, где эти вина сделаны. Это классическая теория — пить местные вина с местными блюдами, но в случае с ЮАР следовать этому совету может быть несколько хлопотно (хотя Марейн уверил меня, что в Лондоне полно магазинов, где можно найти аутентичную южноафриканскую еду).
В любом случае, теперь я знаю, что с блюдом под названием pap 'n wars (это полента с традиционными южноафриканскими колбасками) не такими резкими кажутся даже большие, серьезные красные вина — такие, как 2009 Fairview The Back Road Durif, а с паштетом biltong с грибами и говядиной не такой странной кажется и комбинация «пинотажа» с «зинфанделем» в Alabama Pinotage Zinfandel 2011. На мой вкус, эксперименты с «пинотажем» все-таки иногда в ЮАР слишком радикальны, и даже комбинация с мясными тарталетками bobotie не может скрыть во Flagstone Dragon Tree Cabernet Sauvignon/Pinotage отсутствие гармонии между тремя так и «не спевшимися» сортами, не говоря уже об убийственном уровне алкоголя. Мое любимое красное вечера было 2009 Babylon's Peak Shiraz Carignan — в меру пряное, с ароматом белого перца, не слишком тяжелое и составившее со свиной грудинкой и соусом барбекю одну из лучших винно-кулинарных пар.