Дегустация вин вслепую, когда образцы оцениваются без знания о производителе и годе урожая, — дело интересное само по себе. Котлеты оказываются отдельно, а мухи — отдельно; неизбежно влияющие на восприятие вина соображения о цене и престижности хотя бы на время остаются в стороне. Пикантность слепым дегустациям придает положение, когда в одной и той же категории соревнуются вина Старого и Нового Света; и без давления стереотипов далеко не всегда вина из Франции и других европейских стран обходят конкурентов из Нового Света. Когда в 1976 году на слепой дегустации в Париже вина из Калифорнии были оценены выше бордосских и бургундских, это стало прецедентом — и одновременно источником вдохновения для организаторов многих других дегустаций, когда все вина-участники оказываются в одинаковом положении «темных лошадок».
С особым азартом к таким соревнованиям относятся в Азии, где, как знают западные виноторговцы, у многих состоятельных покупателей есть, с одной стороны, представление о том, что лучшие вина — французские, но при этом, попробовав вина в одинаковых бутылках без этикеток, местный клиент совсем необязательно выберет какой-нибудь затейливый Сент-Эмильон. На недавней слепой дегустации в Гонконге, организованной компанией Independent Wine Centre, третье место после Château Mouton-Rothschild и Château Haut-Brion заняло новозеландское вино Mission Estate Jewelstone Cabernet Merlot, стоящее в десятки раз дешевле и впервые произведенное всего 30 лет назад.
Эксперименты с каберне совиньоном, мерло и другими сортами, кроме ставших визитной карточной страны совиньон блан и пино нуар, для Новой Зеландии сейчас не роскошь, а попытка удержать положение на мировом рынке. В стране, ставшей за последний десяток лет звездой винного мира, поняли, что время легкого успеха прошло. Согласно ежегодному отчету, на днях представленному Ассоциацией производителей вин Новой Зеландии, из-за глобального финансового кризиса и избытка вин, произведенных после урожая 2008 года, виноделов страны ждет падение прибылей, сокращение бюджетов и работа в условиях куда более жесткой конкуренции. В ассоциации говорят о том, что экспорт качественных вин растет медленнее, чем экспорт закупаемых оптом дешевых столовых вин. «Нам придется признать, что золотые деньки, которые мы помним до 2008 года, остались в прошлом», — сказал глава Ассоциации производителей вин Новой Зеландии Стюарт Смит.
Ассоциация заказала консалтинговой компании PWC провести независимую оценку положения вещей в винодельческой индустрии Новой Зеландии. Результаты отчета будут опубликованы в октябре. Но уже сейчас есть опасения по поводу того, что урожай нынешнего года — рекордные 328 000 т винограда — станет причиной кризиса перепроизводства. В интервью журналу Decanter Тим Бернсайд, глава новозеландского отделения компании Deloitte, предсказал дальнейший рост экспорта дешевого вина и ущерб для более дорогих винных брендов Новой Зеландии. Их спасение, как понимают в Новой Зеландии, в способности адаптироваться к новым условиям на рынке. «Мир изменился, и мы должны измениться вместе с ним. Мы знаем, как должна развиваться винная индустрия», — уверен глава Ассоциации производителей вин Новой Зеландии.
В этой уверенности можно видеть элемент бравады. А можно признать за новозеландскими виноделами их заслуги в постоянном придумывании чего-то нового: программу caroNZero для вин, производство которых не наносит ущерба окружающей среде, эксперименты с новыми сортами и стилями вин (вот вы, например, пробовали новозеландские игристые и десертные вина?) и продолжение работы над стилями, ставшими классикой виноделия Новой Зеландии.
Один из них — это вино из сорта совиньон блан. До 1970-х годов сорт, который сейчас в Новой Зеландии превышает 80% от объема всех экспортируемых вин, в стране не выращивали вовсе. Сейчас некоторые французские эксперты на слепых дегустациях оценивают новозеландский совиньон блан как более типичный представитель категории, чем совиньон блан из Луары. Вино 2009 & Co Sauvignon Blanc из региона Хоукс Бэй не уступает французским собратьям ни в чем, начиная с внешнего вида бутылки. Она напоминает скорее о пиве: вино не закупорено ни натуральной, ни пластиковой пробкой, ни винтовой крышкой. Для того чтобы открыть эту бутылку с овальной черной этикеткой, винный штопор вам вообще не понадобится — что уже может оттолкнуть некоторых. Не поддавайтесь этому импульсу! В бутылке, напоминающей скорее о лимонаде, — чудесное золотистое вино совсем в другом стиле, чем совиньон блан из Мальборо. 2009 & Co Sauvignon Blanc с тонами цитрусовых фруктов и меда — вино, созданное, чтобы его пить с едой; хотя упаковка не наводит на мысли о долгом хранении, этот совиньон не потеряет свежести до 2012 года.