Автор — винный журналист, писатель и критик
Каждое лето на хорватский городок Мотовун случается нашествие молодых людей. Своего населения там всего около 500 человек, а молодежи собирается несколько тысяч. Живут они в палатках, разбитых у подножья холма, неподалеку от местных виноградников. Каждую ночь молодые люди поднимаются наверх, в исторический центр средневекового городка, мирно тусуются, занимая каждый свободный метр крайне ограниченного городского пространства, затем спускаются вниз, устраивают дискотеки до восхода солнца, отсыпаются до вечера, потом вновь поднимаются на Мотовун. Эта история повторяется на протяжении пяти дней. Главная цель их паломничества не просто весело провести студенческие каникулы. Они, как и множество других гостей города, приезжают посмотреть хорошее кино.
Про Motovun Film Festival я узнала, конечно, от виноделов. Холм, на вершине которого уместился крошечный Мотовун, засажен виноградниками. Виноделием там занимаются не одну сотню лет. Поселение было основано еще в доримские времена, а с XIII века Мотовун находился под властью Венеции, о чем напоминает барельеф с крылатым львом, украшающий вход в старый город. Теперь там, за крепостными стенами, под открытым небом каждый год показывают кино. Основная программа — фильмы, получившие награды на больших фестивалях или важных киноконкурсах. Режиссеры и актеры тоже приезжают, но фестиваль выдержан в неформальном стиле, без красных дорожек и гламурных вечеринок. Тот случай, когда праздник высокого кинематографического искусства доступен всем.
В Мотовуне я оказалась с непривычной для себя целью взять интервью у человека, не имеющего отношения к винной сфере. Автор сценария и режиссер Александр Миндадзе привез на фестиваль кинокартину «В субботу», которую я, собственно, и приезжала посмотреть. Фильм о парадоксальности человеческой натуры, которая даже в самых безнадежных ситуациях, как чернобыльский взрыв, не может разорвать связи с обыкновенной жизнью. В фильме достаточно сцен с выпивкой: большая часть действия происходит на свадьбе, где водка и вино льются рекой — иначе какой праздник? Мне в память особенно врезался эпизод, когда герои, знающие о взорвавшемся реакторе, пьют из горла красное вино, чтобы опьянеть, но при этом они находят оправдание и даже надежду, что вино помогает при радиоактивном облучении. Больше не секрет, что во время чернобыльской аварии ликвидаторы пили сухое вино по рекомендации врачей, для того чтобы снизить уровень заражения. А недавно, когда случилась японская катастрофа, Гильдия виноделов Молдавии в качестве помощи отправляла в Японию свое красное вино.
Мы встречались с Александром Миндадзе до показа, поэтому конкретные сцены из фильма не обсуждались. В какой-то момент беседа перетекла в плоскость алкогольных напитков. Мы разговаривали о том, что пили 25 лет назад, во время, когда происходят события фильма, и сейчас. Тогда творческая интеллигенция пила водку, что не укладывается в рамки нынешних понятий культурного пития, однако были свои, русские ритуалы, которые безвозвратно ушли с той эпохой. Если снимать современную картину о жизни с участием алкоголя, то разные социальные прослойки будут представлены разными, но строго определенными напитками. «Для простого народа, конечно, остается «беленькая», вино ассоциируется с офисными работниками, а виски — с управляющими постами», — расставлял по местам Миндадзе. Молодежь пьет демократичное пиво, в том числе и на мотовунском фестивале, хотя его засилие в винном городке и при двух винных фестивальных спонсорах как-то расстраивает.
Между тем этим летом в Италии фильмы на большом экране можно смотреть с бокалом вина и прямо на винодельнях. До середины августа в северо-восточном регионе Трентино проходит цикл кинопоказов «Denominazione Origine Cinematografica», где гостям заодно предлагают попробовать местные деликатесы в сочетании с винами. Подобная инициатива под названием «Cinemadivino» — с посещением винодельни и дегустацией трех вин — проходит на Сардинии и в Эмилии-Романье. А виноделы из Фриули сообщили, что их вина будут подавать на 68-м Венецианском кинофестивале. Кино отлично ладит с вином: может, однажды, винно-кинематографические форматы дойдут и до России?
Автор — винный журналист, писатель и критик