К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Что и как пить в Черногории

Что и как пить в Черногории
Шампанское для Ротшильда, белые вина для русских, красное для морской прогулки, «Плантаже» для небогатых

Автор — винный журналист, писатель и критик

В Порто Монтенегро в Черногории есть симпатичный винный магазин One, пристроенный к одноименному модному бару-ресторану. Это первое здание, к которому выходят пассажиры с пирса, где швартуются суперъяхты. Первый раз мы зашли в One, чтобы купить бутылку шампанского — в подарок друзьям, пригласившим нас на морскую прогулку по знаменитому Которскому заливу. Без этого залива, кстати, Черногория потеряла бы половину своей привлекательности. В винных холодильниках магазина самое большое место занимает вездесущий Moët & Chandon, но рядом с ним выставлены другие престижные шампанские марки, включая Krug. Как назло, мой любимый Bollinger в тот день закончился, а продавцы беспомощно разводили руками. Весь Bollinger был продан на яхты, которых в тот уик-энд скопилось как никогда прежде.

По случайному стечению обстоятельств мы отдыхали в Черногории, когда британский финансист Натаниэль Ротшильд отмечал свое сорокалетие. Он является одним из главных инвесторов в Порто Монтенегро. Трехдневная высадка Ротшильда и компании на черногорские берега попала в мировые светские хроники как один из самых дорогих birthday parties этого сезона и как неофициальное открытие нового роскошного порта на Адриатике. Репортеры упоминают, что гости пили шампанское Taittinger и коктейли Bellini. (Очевидно, Bollinger был припасен для частных post-parties на судах.) Для ужина Ротшильд привез частные запасы из Бордо, благо что двум ветвям семейства принадлежат два из пяти главных бордоских замков — Lafite и Mouton, а также другие поместья в Бордо и за его пределами. На празднике был замечен Лодовико Антинори из прославленной тосканской винной династии, который, однако, раскручивает свои проекты отдельно от империи Antinori. Говорят, что Лодовико представлял свой совиньон из Новой Зеландии.

 

На той неделе в Черногории стояла почти африканская жара, даже по ночам столбик термометра не уходил далеко от отметки 30 градусов. При такой погоде хочется ледяной ванны или — в качестве минимальной компенсации — ведерка со льдом, чтобы как следует охладить белое или розовое вино. Красные в жару пьются плохо — но только на суше. Когда выходишь в море, там дует спасительный бриз. В задраенных холлах суперъяхт, где альтернативой бризу выступают климат-системы, красные тоже хороши. Управляющий магазина One по секрету рассказывал, что половина покупаемых для яхтенного питья вин — красные. Чаще всего в трюмы отправляются Sassicaia, Gaja, бордоские из классифицированных замков, и не подумайте, что их покупают только русские. Хотя на приколе в Порто Монтенегро можно чаще всего увидеть 72-метровую Queen K Олега Дерипаски, русских среди покупателей вин здесь меньше 10%. На яхты с иностранным портом приписки вина можно покупать по ценам дьюти-фри, и скупают их чуть ли не оптом. Средняя цена винной покупки — около €45 000.

«Объясни мне, почему русские требуют белые вина молодых урожаев? Я сейчас продаю шабли гран крю 2007 года, а они хотят 2009-го», — недоумевал мой собеседник. «Потому что у нас не хватает терпения выдерживать вина, тем более что по белым сложился стереотип — их нужно открывать как можно раньше». Что еще сказать?

 

Пока Франция и Италия властвуют в сфере с приставкой супер-, касающейся как вин, так и финансового состояния их покупателей, массовые туристы, в основном приезжающие из Восточной Европы, пьют демократичные черногорские вина. Местное производство монополизировал один производитель — Plantaže, так что если кому-то придется спрашивать о черногорских винах, то в 99,9% случаев речь будет идти об ассортименте «Плантаже». Хозяйство утверждает, что владеет крупнейшим виноградником в Европе. Ради любопытства можно попробовать белое из сорта «крстач» или красное из сорта «вранац» — оба считаются автохтонными в этой части Адриатики, однако качество от этого производителя на уровне среднего. У местного населения летом популярностью пользуются шардоне с бочковой выдержкой, особенно в формате четвертинок (бутылка 0,187 мл), которые удобно брать на катер или яхту. Про домашнее вино в литровых бутылях с пивными крышками говорить не буду.

Также много вин привозят из соседних балканских стран — главным образом из Сербии и Хорватии, которые обогнали Черногорию по качеству. За недельное пребывание в Черногории я перепробовала больше хорватских вин, чем за всю свою предыдущую практику. Но в следующий раз буду искать малые черногорские хозяйства — говорят, их всего горстка, но им тоже есть чем удивить. Может, к тому времени у них появится и хороший инвестор: у элитного черногорского порта обязательно должно быть хотя бы одно элитное черногорское вино.

Автор — винный журналист, писатель и критик

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+