Рядом с Триестом находится любопытный природный аттракцион — Гротта-Гиганте. Согласно Книге рекордов Гиннесса, это крупнейшая в мире пещера, открытая для посещений. В ней уместятся три собора Парижской Богоматери.
Гротта-Гиганте — это еще и масштабный символ процессов растворения горных пород. Геологи называют их карстовыми на немецкий лад, хотя правильнее было бы говорить «крас» или «карсо» по имени скалистого известнякового плато, которое лежит в Словении и частично захватывает итальянское побережье около Триеста. Именно там впервые подробно исследовали взаимодействие местных почв и воды, результатом которого являются впадины, гроты, пещеры и другие причудливые природные формы.
Вокруг Гротта-Гиганте растут виноградники. Приходится им непросто. Плодородный слой очень тонкий; копнешь глубже — там твердый камень, из которого сложены отвесные серо-белые скалы Триестского залива. Чтобы лоза жила, ее корни должны пробиться через крепкую каменную породу.
Адриатическое море между тем всегда неподалеку; его видно со многих виноградников. А где море, там и ветер. Мощный северный бора чаще всего дует зимой, пробирая до костей, его скорость доходит до 200 км/ч. Кто бывал в Новороссийске, тот знает, что это такое. Летом бора тоже дает о себе знать. На прошлой неделе он за пару часов разогнал проливные свинцовые тучи, закрывавшие небо до горизонта. Хотя это и Средиземноморье, язык не поворачивается назвать его ласковым.
Лучше всего к неприветливым условиям приспособились несколько местных сортов винограда, особенно белый «витовска», который отличается невероятной выносливостью. Нежные виноградные усики крепко цепляются за подпорки и позволяют «витовска» выстоять против ветра. По-итальянски усики — витиччи. В честь них, возможно, виноград получил свое название. Другая, более популярная версия происхождения названия «витовска» имеет словенские корни. В прошлом от турецких набегов побережье защищали конные всадники, или витязи. За услуги им причиталась мера вина. Поскольку сорт, который раньше был известен как «гарганья», созревал первым, то кавалеристы обычно получали вино именно из этого винограда, а со временем за «сортом витязей» закрепилось новое имя.
Так или иначе «витовска» стал белым винным символом прибрежного района, который носит двоякое название: Карсо — по-итальянски, Крас — по-словенски. Двуязычие здесь — норма жизни, дорожные указатели тоже на двух языках, а благодаря общим славянским корням нам эту территорию понимать легче, чем даже итальянцам из других частей страны. Местные фамилии — Зидарич, Колянчич, Милич, Лупинц; местная кухня — с разносолами и дрожжевой выпечкой.
В Карсо нет крупных винных производителей из-за трудоемкого возделывания виноградников. Каменистые почвы не поддаются машинной обработке, все приходится делать вручную. Размеры виноградных наделов — максимум 1-2 га. Верными хранителями винодельческих традиций остаются крестьянские семьи. Всего их наберется максимум три десятка, но каждая может проследить свою сельскохозяйственную историю на 100, 200, а то и 500 лет назад. Их вина — настоящий артизанальный продукт, который — как местные прошутто, сыры и морепродукты — является частью эногастрономической жизни Карсо.
Позаимствовав идеи у природы, некоторые хозяйства выдолбили свои винные погреба под землей. Только представьте, каких физических, да и финансовых усилий стоило строительство этих каменных пещер. Они между тем предлагают идеальные условия для выдержки вина, а заодно являются наглядным пособием по изучению карстовых процессов.
Вино из «витовска» — жидкая эссенция своей территории. С одной стороны, оно дружелюбно, как сами жители, и отличается освежающим вкусом, с цельным характером сочных фруктовых тонов, среди которых легко различить грушевые, персиковые и абрикосовые оттенки. С другой — в нем непременно присутствуют минеральные тона, которые связывают его с местными известняками, и легкая солоноватость, присущая винам из приморских районов. И очень стойкий вкус — как отражение выносливости винограда, растущего наперекор природным стихиям.
Самая старая лоза «витовска», возрастом более ста лет, растет во дворе Паоло Хроватина, резчика по камню. По осени Паоло делает свое вино, а основное время посвящает созданию работ, на которых чаще всего можно увидеть виноградники и море. В нескольких сотнях метров от его мастерской находится Гротта-Гиганте. Пещеры, море, лозы, вино — единый микрокосм, которому в конце концов подчиняется весь Карсо.
Вина из «витовска», выбор Элеоноры Скоулз:
2008 Vitovska — Kante (Италия)
2009 Vitovska — Zidarich (Италия)
2008 Vitovska — Skerlj (Италия)
2010 Vitovska — Stanko Milič (Италия)
2007 Vitovska — Čotar (Словения)
Автор — винный журналист, писатель и критик