На гала-ужине мне достался стол за номером 12, вместе с Fuligni и Fèlsina. Мы пили среди прочих классические тосканские марки от хороших до выдающихся винтажей: брунелло ди Монтальчино Fuligni 2004 и 1988, кьянти классико ризерва Fèlsina Rancia 1993 и супертосканское Fèlsina Fontalloro 1990. «Повезло же тебе», — говорили другие. Конечно, я была благодарна за компанию и щедрость винных хозяйств, не поскупившихся на редкие и выдержанные вина. Впрочем, там никто обижен не был. За каждым из 40 столов сидели именитые тосканские виноделы, разливавшие гостям свои лучшие марки. Гала-ужин во дворце Palazzo Corsini (его нечасто открывают для публики, но туда надо обязательно попасть, чтобы посмотреть роскошные барочные интерьеры и крупнейшую в Италии частную арт-коллекцию) был апофеозом нового винно-культурного мероприятия Divino Tuscany во Флоренции.
Казалось бы, Флоренция — идеальное место для того, чтобы представлять вино и искусство на самом высоком уровне. Какой другой город на планете одновременно является выдающимся культурно-историческим центром и столицей одного из самых прославленных мировых винных регионов? Перед Флоренцией меркнет даже Бордо. Однако тосканские виноделы, даже топового ранга, предпочитали сами ездить за моря-океаны, а не устраивать приемы у себя на родине. Конечно, попытки совместить тосканское искусство и вино предпринимались не раз, но это были либо частные торжества, либо малоамбициозные проекты, недотягивавшие до великолепия, которое может предложить Флоренция. Уффици, Палаццо Питти, Театро делла Пергола существовали отдельно от Антинори, Фрескобальди, Сассикайя.
Необычным было то, что Divino Tuscany, в котором главный акцент все-таки ставился на вино, был организован агентством не из винной индустрии. IMG Artists — мировая продюсерская компания, занимающаяся музыкальными исполнителями, культурными и деловыми проектами. Но, может, поэтому все получилось. IMG Artists не новички в Тоскане: каждое лето они организуют популярный музыкальный фестиваль The Tuscan Sun Festival (один из его «идеологов» — русская виолончелистка Нина Котова, в попечительский совет входит Дмитрий Хворостовский). Для Divino Tuscany был приглашен Джошуа Белл, американский скрипач с мировым именем, который на открытии играл «Времена года» Вивальди.
Но что-то я постоянно перескакиваю с темы вина на искусство. Может, потому, что и так хорошо знаю местные вина, часто бываю в Тоскане и посещаю ее винодельческие хозяйства? Не скрываю, что это мой любимый винный регион в Италии, только в командировках не бывает времени на созерцание прекрасного. А на флорентийском мероприятии культура была частью винной программы, а не приложением к ней. Концерт — в Театро делла Пергола, дегустационные семинары — в Палаццо Каппони, гала-ужин — в Палаццо Корсини, а основная дегустация — в отеле Four Seasons, бывшем дворце князей Герардеска, построенном в эпоху Ренессанса. Сплошные культурные откровения.
Но назад к вину. Роль главной винной звезды была отведена Джеймсу Саклингу — американскому винному критику, который больше десятка лет живет в Тоскане и считается авторитетом №1 для итальянских виноделов. На него была возложена работа выбрать 50 ведущих тосканских хозяйств, которые стали участниками Divino Tuscany, и провести несколько дегустационных семинаров. «Избранные» винодельни к тому же заплатили за участие пятизначную сумму. Входные билеты гостям тоже прилично обошлись. Но когда высокая культура, включая винную, была дешевой? И все-таки цены — понятие относительное. Брунелло ди Монтальчино, наделенные среди тосканских вин наибольшим престижем, до сих пор стоят в 2-3 раза дешевле, чем бордо от замков второго класса и топовые вина Долины Напы. Для гостей полный входной билет на 4 дня стоил примерно столько, сколько в Европе сейчас стоит бутылка Petrus 2002 (худший винтаж десятилетия).
Между тем участниками Divino Tuscany стали как аристократические династии, влючая Антинори, Фрескобальди, Риказоли и Корсини, так и малые винодельческие хозяйства — от Poggio Scalette до Duemani. Впрочем, размер не имел значения. Главным было вино, которое на этот раз как никогда близко подошло к великому искусству.
Текущие релизы из Тосканы, которые стоит попробовать, — выбор Элеоноры Скоулз
2006 Brunello di Montalcino Tenuta Nuova — Casanova di Neri
2007 Lodovico — Tenuta di Biserno
2007 Sassicaia — Tenuta San Guido
2007 Masseto — Tenuta dell’ Ornellaia
2007 Il Carbonaione — Podere Poggio Scalette
2007 Caiarossa — Caiarossa
2008 Giorgio Primo — La Massa
Автор — винный журналист, писатель и критик