Автор — глава лондонского винного клуба Red & White
На дегустации производителя Massamier La Mignarde уважаемый лондонский байер рассказал, что лично обязан этому французскому хозяйству получением степени Master of wine (это самая высшая из возможных квалификаций в винном образовании). «Почти 10 лет назад в числе прочего нам надо было написать диссертацию. Я выбрал самую гиблую, на общий взгляд, тему: «Повторит ли Лангедок путь Бургундии?». Имелось в виду, появится ли в Лангедоке-Русильоне система апелласьонов, классифицирующих виноградники — как это делают в Бургундии», — рассказал байер.
В то, что Лангедок пойдет по бургундским рельсам, 10 лет назад верили так же мало, как в то, что в этом регионе в принципе можно найти стоящие вина. Однако упрямый байер отправился в Лангедок, чтобы проинтервьюировать местных верящих в светлое будущее виноделов. Первым из них был Франц Вен, владелец Massamier La Mignarde. Через год байер защитил диссертацию и получил звание Master of wine. Еще через пару лет винный критик газеты Times написал о том, как в негодовании покинул ресторан (французский, между прочим), в винной карте которого не нашлось вин из Лангедока. В 2011 году на этикетках вин региона появится категория Grands Crus du Languedoc — знак того, что вино сделано из винограда с признанных лучшими виноградников. Спустя 10 лет можно сказать, что ответ на поставленный в диссертации вопрос получен и Лангедок будет следовать бургундской модели апелласьонов.
На нынешней лондонской дегустации Вен сказал: «У нас происходит революция». Одна из ее причин — кризис перепроизводства дешевого вина. По словам Вена, несколько лет назад в регионе можно было видеть людей, покупающих вино огромными канистрами за копейки. «Но рынок просто перегрет. Люди начали понимать, что лучше меньше, да лучше», — рассказал винодел.
Идеи, которые Вен применяет на практике в Massamier La Mignarde, не новы: контроль за урожайностью, ограниченное применение удобрений и химикатов, ручной сбор винограда для производства коллекционных вин. Но до него в Лангедоке это делали немногие. 2005-й год стал для Вена триумфом: его вино 2000 Domus Maximus на конкурсе International Wine and Spirits Competition (IWC) победило в категориях «Лучшее вино с юга Франции», «Лучшее вино из Франции» и «Лучшее красное вино в мире».
После вертикальной дегустации Domus Maximus решение судей IWC перестает казаться коллективным чудачеством. Domus Maximus — флагманское вино Вена, его любимое детище — делается в апелласьоне Минервуа ла Ливиньер, который многие считают лучшим виноградником Лангедока. Вино производится из смеси сортов «сира» и «гренаш» из винограда, собираемого только вручную. Вне зависимости от винтажа Domus Maximus — вино плотное и концентрированное, демонстрирующее характеристики традиционных средиземноморских сортов винограда.
Но конечно, возможность сравнить в рамках одной дегустации вина разных лет показывает, насколько вино — результат погоды. Domus Maximus урожая жаркого 2005 года — почти черное вино с осадком и тяжелым коричным духом; оно мало напоминает Domus предыдущего года, более прохладного и дождливого.
Лично мне больше всего пришлось по душе 2002 Domus Maximus — фруктовое, с отличным балансом кислотности, зрелых танинов и высоким (14%), но совершенно не ощущающимся как чрезмерный уровнем алкоголя. Гурманам Франц Вен советует сочетать это вино с овечьим сыром оссо-ирати или грибами в сливочном соусе с чесноком и петрушкой. Ну а людям с менее изощренным вкусом винодел рекомендует пойти его собственным путем: взять лучшей говядины, быстро обжарить кусок толщиной в 2 см на сильном огне и, пока мясо не остыло, попробовать его с Domus Maximus любого года урожая.
Автор — глава лондонского винного клуба Red & White