К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Винные аукционы бьют рекорды

Винные аукционы бьют рекорды
Три бутылки Château Lafite 1869 года проданы за $233 000 каждая, став самыми дорогими в истории аукционной торговли

Автор — винный журналист, писатель и критик

Не успели отгреметь фанфары по поводу рекордов, установленных винными аукционами в прошлом году, как мы уже стали свидетелями новых аукционных успехов и достижений начала 2011 года. Сначала Acker Merrall & Condit выручил на двухдневном январском аукционе в Гонконге почти $11 млн, продав все из имевшихся 1200 лотов. Практически одновременно там же в Гонконге проходили продажи Sotheby’s, на которых среди прочих была выставлена винная коллекция известного сочинителя мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера. Этот аукцион тоже закончился радужно, превзойдя несколько старых рекордов и собрав $14,6 млн — пока самый высокий показатель среди винных аукционов этого года. Но есть вероятность, что в течение ближайших месяцев даже эта астрономическая сумма будет побита.

Причины новой винной лихорадки следует искать в Азии. Китайские нувориши и другие состоятельные персоны из восточных стран с недавних пор включают элитное вино — наряду с дорогими машинами, дизайнерской одеждой и предметами роскоши — в обязательный список имиджевых покупок.

 

Три-четыре года назад азиатские клиенты, тогда еще не столь многочисленные, приобретали вино на аукционах Лондона и Нью-Йорка. В 2008 году американский дом Acker Merrall & Condit провел в Гонконге первые винные торги. «Они вызвали настоящую сенсацию на винном рынке этого региона», — вспоминает президент компании и директор аукционного отдела Джон Капорн. Примеру Acker Merrall & Condit быстро последовали другие аукционы. Так меньше чем за три года восточный мегаполис вышел в лидеры, а к статусу Гонконга как ведущего азиатского финансового центра  добавился титул новой мировой столицы винных аукционов.

Чтобы представить размах перемен, посмотрим статистику от Sotheby’s. Тремя ключевыми местами винных торгов для дома являются Лондон, Нью-Йорк и Гонконг. В 2009 году общие показатели продаж в Лондоне и Гонконге были примерно одинаковыми, однако в прошлом году Гонконг резко рванул вперед, а его продажи значительно превысили лондонские и нью-йоркские вместе взятые. Фактически в 2010 году у Sotheby’s на Гонконг пришлось 60% продаж по стоимости против 34% в 2009-м.

 

Похожая история случилась с двумя другими ведущими аукционными домами — Acker Merrall & Condit и Christie’s. Благодаря Азии, и в первую очередь Китаю, которому мировой кризис оказался нипочем, тройка лидеров отрапортовала о небывало успешном завершении 2010 года. Acker Merrall & Condit, первый в мире по объему продаж и крупнейший в Азии, в прошлом году провел торги на общую сумму в $98,5 млн — самый высокий годовой показатель в истории винных аукционов. Из них почти две трети выручки поступило из Азии. У Sotheby’s мировые продажи составили $88,3 млн — в два с лишним раза больше, чем в 2009 году и наивысший результат за 40 лет работы дома. Christie’s, пока не дав окончательных цифр, оценил свои продажи в $71,5 млн, что на 46% выше показателей 2009 года.

Какие вина больше всего востребованы на мировых аукционах? Самые сильные позиции у марок из Бордо — на них приходится львиная доля оборота. Доминирование бордоских вин обусловлено несколькими факторами, самые важные из которых — давно сложившаяся историческая репутация и достаточно высокие объемы производства, обеспечивающие присутствие вина в мире. Тем не менее «голубые фишки» Бордо насчитывают всего около полусотни марок, а погоду делает примерно десяток.

Из-за азиатского рынка новым аукционным чудом стали цены на бордоское Château Lafite. Это вино — одно из пяти в Бордо, имеющее высший статус premier cru в до сих пор действующей классификации 1855 года. Китайцы почему-то особенно запали на Лафит. (Из пяти топовых бордоских в названиях двух отсутствует буква «р». Ходит шутка, что китайцы выбрали Лафит, потому что могут произнести его название.)

 

Играя на этом интересе, прошлой осенью в Гонконге Sotheby’s провел беспрецедентный аукцион вин Château Lafite, которые были предоставлены самим замком. Торги принесли $8,4 млн, в три с лишним раза превзойдя предварительную максимальную оценку. Не обошлось без нескольких рекордов. Самым громким из них стала продажа трех бутылок урожая 1869 года, каждая из которых ушла за $232 692. На сегодняшний день это самые дорогие бутылки вина, проданные в истории аукционной торговли.

Другим резонансным событием стал аукцион Christie’s, проведенный в Гонконге в мае 2010 года. На нем была представлена крупная коллекция Château d'Yquem с подборкой вин XIX-XXI веков. Коллекция стала самым дорогим винным лотом, проданным в Азии, и принесла аукциону более $1 млн. Любопытно, что покупатель великого сладкого вина был из Европы, это вновь косвенно указывает, что китайский винный кругозор пока ограничен лучшими бордоскими красными.

Впрочем, на обоих аукционах начала этого года азиатские клиенты начали активно покупать бургундское. В отличие от Бордо, выпуск бургундских вин крайне ограничен. Пробуждающийся к ним интерес со стороны Азии наверняка вызовет серьезный скачок цен и сделает эти редкие вина недосягаемыми.

Почему винные аукционы не проводятся у нас? Ответ на это прост. В отличие от других стран, в России нет вторичного рынка, позволяющего частным лицам продавать вино. Отсутствие законодательной базы и неразвитая логистика тормозят развитие коммерческих винных аукционов в нашей стране.

Между тем россияне, уже хорошо освоившие европейские аукционы по искусству, не спешат участвовать в винных торгах. «Русские клиенты пока не оказывают значительного влияния на аукционный рынок вина. У меня это никогда не укладывалось в голове, ведь в России есть огромные богатства. Я надеюсь на скорое развитие русского вкуса, как это уже случилось с американцами и китайцами. Уверен, скоро вы обнаружите, что жизнь нужно проедать с вином, а не с водкой», — комментирует Джон Капорн из Acker Merrall & Condit. Насчет развития русского вкуса я бы поспорила, но в остальном президент крупнейшего винного аукциона прав.

 

Автор — винный журналист, писатель и критик

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+