Автор — глава лондонского винного клуба Red&White, постоянно живет и работает в Лондоне
Однажды на дегустации вин одного французского производителя (фамилия его слишком известна, чтобы ее называть) вышел такой случай. Пока винодел рассказывал гостям про секреты ремесла, заскучавшую жену винодела пыталась развлечь беседой устроившая ужин дама. Какой у вас, говорит, красивый жакет. Жена винодела не успела ответить на комплимент. Вместо нее ответил гость, сидящий напротив. «Это я за него заплатил!» — громко сказал он и долил себе остаток бутылки. Воцарилась тишина. Гости выжимали из себя вежливые улыбки, давая друг другу понять, что сейчас все как-то объяснится и неловкость рассосется. «Я за ваше вино столько заплатил за последние 15 лет, что на такие жакетики хватит даже вашим внучкам», — заявил гость, залпом допивая остававшееся в бокале.
Скандал замяли, хотя жена винодела была вне себя и сказала, что так ее не оскорбляли еще никогда в жизни. Знакомый, слышавший эту историю, ядовито предположил, что негодовала дама из-за того, что ее дешево оценили: «С учетом цен на их вина «жакеты» можно заменить на private jet'ы».
Историю эту я рассказываю не потому, что не люблю вина этого производителя — они прекрасны, а само хозяйство, как сказали бы специально обученные маркетингу люди, уж века три как является брендом с растущей капитализацией.
Но я не маркетолог, а прежде всего потребитель. И как потребителя меня беспокоит, когда бренд перетягивает одеяло на себя и мы все чаще — и все больше — платим не только за качество продукта, а за бренд — имя производителя или стиль вина. Брендом может быть и страна-изготовитель, что успешно доказал Новый Свет, например Новая Зеландия. В количественном отношении ей не тягаться ни с кем из серьезных игроков на винодельческом рынке Европы. Местные виноделы совершили чудо и заставили мир признать бренд «новозеландское вино». Результат: средний новозеландский совиньон блан стоит дороже, чем, скажем, средний, не являющийся чем-то исключительным итальянский.
О стоимости бренда страны в итоговой цене всегда полезно помнить, разглядывая полки в винном магазине. Одно из золотых правил — не покупать вина из стран-брендов, если бюджет ограничен. То есть если у вас есть на вино не больше €10, не стоит брать бутылку с этикеткой, на который изображено что-нибудь со словом chateaux: гораздо выше шансы за эти деньги купить что-то пристойное не из Франции, а из Нового Света или нераскрученных стран вроде Греции.
Чем дороже — в прямом смысле — горький винный опыт, тем приятнее находить исключения из правил. Одно из таких исключений — вино, которое входит в мой личный список открытий года. Это 2006 Hautes Côtes de Nuits, Le Prieuré, Domaine Thibault Liger-Belair. Встретилось оно на мне на дегустации, где в числе прочих было 2006 Nuits-St. Georges, Clos de la Maréchale, 1er Cru, Domaine J.-F. Mugnier — очень хорошее бургундское, цена которого у меня осталась в голове после беглого взгляда на прайс-лист: примерно £60. Когда черед дошел до Le Prieuré, у меня возник только один вопрос: больше £50 или меньше? Оказалось, что цена бутылки около £18. Я попросила перепроверить это дважды, мой мозг отказывался верить тому, что отличный Côtes de Nuits может стоить столь скромных для такого уровня и этого региона денег.
Говоря коротко, 2006 Hautes Côtes de Nuits, Le Prieuré — это все, что мне бы хотелось от хорошего бургундского, отражающего характер своего апелласьона. Это насыщенное, но не слишком плотное вино с ароматами малины и шоколада, можно пить уже сейчас, а можно оставить для выдержки.
На вопрос о том, как он совершил это чудо, энергичный Тибо Лижер-Белер — восходящая звезда Бургундии — говорит, что отказался от идеи создания «винодельческого стиля» хозяйства. Тибо говорит, что никакого метода у него нет и вся главная работа проделывается на винограднике, «где просто надо любить лозу». А перед силой любви отступает даже сила бренда.
Автор — глава лондонского винного клуба Red&White, постоянно живет и работает в Лондоне