К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вина или водки?


Кто-то умело и целенаправленно воюет с вином, так как хочет, чтобы Россия навсегда осталась водочной страной

Автор — совладелец клубных винотек Tre Bicchieri и Tinto Fino в Москве

Меня очень порадовала недавно прошедшая на НТВ передача «Водка. История всероссийского застолья», поведавшая немало интересных фактов о напитке, которым большое количество россиян гордится, но который лично я считаю нашим национальным бедствием (если не проклятием!) и называю, с легкой руки Юрия Суходольского, «мочой сатаниной». Давно пора было начать антиалкогольную кампанию, ведь население России спивается не на шутку! Главное, не наломать дров, как это было в США в 1920-е и у нас в 1980-е. Я уверен, что массовое пьянство можно побороть только одним способом — привитием населению культуры пития. Клин клином. И здесь очень интересным оказывается опыт скандинавских стран, которые озаботились данным вопросом еще во время Первой мировой войны и прошли путь от сухого закона (оказавшегося неэффективным) через государственную монополию на производство, импорт и продажу к монополии лишь на продажу в розницу. Все это смягчение политики происходило на фоне развивающейся культуры пития и уменьшения потребления крепкого алкоголя и роста спроса на вино как на здоровый и полезный напиток.

Что касается России, то я не хотел бы допускать мысли не то что о сухом законе, но даже и о государственной монополии. Сценарий близкий к апокалипсическому. Страна у нас, гхм, не совсем скандинавская, поэтому монополия была бы не государственной, а фактически принадлежала бы управляющим ею чиновникам. Со всеми вытекающими последствиями. Например, маленькие производители (а именно такие производят самые лучшие вина), не готовые «заносить» за то, чтобы их вина закупались монополией (а зачем — за их вином и так весь мир стоит в очереди!), просто исчезли бы с нашего рынка. Ну и много других, еще худших последствий… Мы же не хотим получить государство (в лице ряда чиновников), шкурно заинтересованное в как можно больших продажах алкогольных напилков? При как можно более низкой себестоимости по как можно более высокой цене и полном отсутствии конкуренции. Именно водка — идеальный инструмент наживы. Ни один другой напиток не имеет столь низкой себестоимости и такой нормы прибыли. Мне кажется, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, к чему это приведет и чем закончится! Но не будем о грустном, лучше будем надеяться, что такого печального и нехорошего события с нами не произойдет!

 

Итак, сегодня мы наблюдаем разворачивающуюся антиалкогольную кампанию. Только очень хотелось бы, чтобы те, кому поручено ее осуществление, осознавали неэффективность запретительных мер. И вместо них старались бы прививать населению, особенно молодежи, культуру пития и правильное отношение к алкоголю. Потому что вид школьника или школьницы с банкой химического алкококтейля в руках и не совсем здоровым блеском в глазах — картина в наши дни, увы, не редкая, но страшная. И вселяющая пессимизм относительно будущего такого школьника. А сами эти алкококтейли кажутся мне жутким изобретением, нацеленным на спаивание именно молодежи. И их состав просто пугает — из натуральных компонентов там присутствуют только вода, сахар и углекислый газ. Я не перестаю удивляться, почему на это жуткое пойло, широко представленное в продаже, до сих пор не обратил свой строгий взор наш защитник, господин Онищенко. Ведь сей вид напитков — гораздо опаснее пресловутых грузинских или молдавских вин! Не говоря уже о качественных винах из стран ЕС и других благополучных в плане сельского хозяйства и культуры производства вина стран.

Тем не менее у единственного действительно полезного и полностью натурального алкогольного напитка (хотя мне очень не нравится называть вино алкогольным напитком, потому что те, кто вино любит и понимает, ценят его вовсе не за содержащийся в нем алкоголь!), являющегося при правильном употреблении частью здорового образа жизни, на пути к гражданам России постоянно появляются все новые и новые препятствия. И препятствия эти появляются исключительно со стороны наших законотворцев и чиновников. Недавно я обедал с одним производителем из Бургундии, и спросил его: «В какую страну мира вам тяжелее всего экспортировать вино в плане сложности бюрократических процедур?» Он ответил: «Первое место уверенно делят Россия и Китай». А потом добавил: «Но Китай все же на втором месте, так как, несмотря на то что у них очень сложные правила игры, они остаются неизменными, а не меняются, как в России, каждые полгода». И действительно, только в этом году правила ввоза и сертификации вин изменялись ДВА РАЗА! И оба раза — совершенно неожиданно для импортеров. Результатом явились перебои с поставками, существенное сокращение ассортимента и очередной рост себестоимости ввозимого вина. И если в феврале правила игры просто неожиданно для всех изменились, то изменения, вступившие в силу 1 июля сего года, не только оказались неожиданными для всех, в том числе и самих чиновников (например, долгое время отсутствовали требующиеся бланки), но и существенно усложнили все процедуры, связанные с получением разрешения на ввоз и реализацию вина и удорожили их. Теперь каждый производитель должен собрать/составить довольно большой перечень документов (включая схему производства вина!) и заверить все апостилем. И ТАК НА КАЖДОЕ ПРИЗВОДИМОЕ ИМ ВИНО. Это не проблема для крупных винодельческих предприятий, у которых есть офисы и юристы. Но это серьезная проблема для огромного числа маленьких производителей. И мы можем лишиться в России целого ряда чудесных (если просто не сказать ЛУЧШИХ) вин, так как их производят люди, которым некогда заниматься лишней бюрократией и беготней по нотариусам, потому что они крестьяне и у них полно работы. И они (как и я, и мои коллеги) искренне не понимают, чем не хорош для России сертификат качества, выданный в ЕС. Кроме того, начиная с этого года стало невозможным получить образцы вина для сертификации (которая, кстати, занимала неделю-полторы, а не месяц, как теперь, по новым правилам) курьерской. Теперь даже образцы для сертификации нужно везти автотранспортом и растаможивать, простейшую ранее процедуру превратили в сложное дело. И прочая, и прочая…. Вследствие всего этого вино дорожает и дорожает, но при этом те, кто в этом виноват, еще и умудряются валить все на алчность импортеров! Последние в свою очередь считают, что в январе, самое позднее, в феврале, законотворцы придумают очередную гадость для усложнения жизни тех, кто занимается вином...

 

Поневоле возникает вопрос: что это? Просто чей-то недосмотр, когда творя очередной благой закон или очередные правила, про вино просто забывают, и оно как всегда, неожиданно, попадает «под раздачу» из-за водки? Или же кто-то умело и целенаправленно воюет с вином, так как хочет, чтобы Россия навсегда осталась водочной страной и спивалась, спивалась… А вы как думаете?

Автор — совладелец клубных винотек Tre Bicchieri и Tinto Fino в Москве

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+